СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛОВ ВО ВЗАИМОСВЯ- 5
ЗИ С ЗАКОНАМИ ДИЗАЙНА.
1.1. Материаловедческис и технологические свойства металлов.
5
1.2. Дизайн литого металла............................... 8
1.3. Дизайн деформированного металла.................... 22
Глава 2. СВОЙСТВА ОБЪЕКТА КАК ПЕРВООСНОВА СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. 29
2.1. Чувственное и логическое восприятие................ 29
2.2. Внутренние и внешние свойства материала и их взаимосвязь................................................... 33
2.3. Основные принципы выбора материала при художественном проектировании металлических изделий................ 34
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВЫБОРА
МАТЕРИАЛА И ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ 36
3.1. Сравнительная оценка цвета металлических изделий 36
3.2. Сравнительная оценка акустических характеристик металлических изделий..................................... 61
Глава 4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РЕСТАВРАЦИИ КОЛОКОЛОВ 79
79
4.1. Особенности сварки медных сплавов................
81
4.2. Влияние примесей на качество реставрации.........
4.3. Анализ формирования сварочных напряжений........... 88
4.4. Моделирование напряженного состояния ремонтного шва колокола.............................................. 93
4.5. Реставрация колокола Мариинского театра.......... 112
Глава 5. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ВЫБОРУ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И РЕСТАВРАЦИИ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО 115
ИСКУССТВА.
ВЫВОДЫ.................................................. 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 126
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Дизайн как отражение эстетической картины мира 138
Приложение 2. Результаты статистического анализа и корректировки
цветовой палитры изображения...................... 154
Приложение 3. Результаты акустического анализа литых бил........ 168
Приложение 4. Результаты акустического анализа литых колоколов 178
после творческой переработки лучшие достижения стран Западной Европы и Востока [47].
В Х-ХШ вв. мастера Киевской Руси отливали из цветных металлов и их сплавов разнообразные украшения: перстни, височные кольца, поясные пряжки, браслеты, кольты, шейные гривны, фибулы, бляшки, головные привески, зеркала, нагрудные нательные и платяные украшения, элементы и детали конской сбруи. Особым богатством и изысканностью отличались женские боярские и княжеские украшения.
Колиты были пустотелыми. Внутрь, как правило, помещались ароматические вещества на длинных лентах с двух сторон к головному убору.
Наиболее распространенной формой амулетов Киевской Руси являются округлые медальоны "змеевики" с изображением змеи и надписями магического характера, овальные подвески с изображениями крестьянских святых (особенной популярностью пользовались образцы святых воинов).
Анализ композиционных, стилевых и технических особенностей художественных изделий из металла обнаруживает своеобразное переплетение местных традиций с традиционной византийской и западноевропейской культур, свидетельствуя о достаточно активных контактах Киевской Руси с восточными и западными мирами.
До X века литейные формы изготавливались преимущественно из глины. Их получали путем оттиска готового изделия в глиняной пасте с последующим высушиванием и обжигом формы. Кроме того, применялось литье по восковым моделям двух вариантов: с одной рельефной стороной (с сохранением глиняной формы) и по объемным моделям (с разрушением формы после выбивки отливок).
Проблема удовлетворения массового спроса на украшения населения решалась с помощью применения литья в каменные формы. Формы перед заливкой металла обязательно подогревались. Большинство таких форм двусторонние, формы для отливки трехбусинных сережек состоят из трех частей.
В Киеве домонгольского периода высокого технического и художественного уровня достигли литье крестов - энколтонов, амулетов, змеевиков, иконок, украшенных чернью или эмалью, которые пользовались значительным спросом в Киевской Руси и за ее пределами.
К числу сложных образцов киевского художественного литья относятся и хороси - паникадила. Обычно хорос состоит из нескольких десятков деталей, отлитых из бронзы и соединенных между собой с помощью клепки. Посредством литья по восковым моделям также изготавливались бронзовые лампады, боевые гири -кистени, а также булавы [47].
Начиная с X в. в городах Киевской Руси возникает и развивается литье бронзовых колоколов для храмов. Это особый и сложный раздел монументального художественного культового литья. О том, какое значение придавалось колоколам, свидетельствует то, что уже IX - X в. церковный колокол становится неотъемлемой составной частью культовых обрядов.
16
Литье Западной Европы XV- XX веков.
Эпоха Возрождения.
Период начала XV - середины XVI в.в. в истории европейской культуры представляет эпоху Кватроченто, иначе Возрождение, Ренессанс.
Наиболее ярко достижения эпохи Возрождения проявились в Италии. Здесь сохранилось немало памятников античной архитектуры и скульптуры. На волне интереса к античному искусству было возрождено многое из утраченного в эпоху Средневековья, в частности, система пропорционирования в архитектуре, реалистическая трактовка анатомии человека и его образа на принципах гуманизма, утверждающего достоинство, красоту, волю, разум, творческие возможности личности. Отражение светского начала искусства становится приоритетным [48].
В эту эпоху создается самостоятельная монументальная и станковая скульптура, а декоративный рельеф приобретает облик многофигурных композиций с перспективным построением.
Появление одного из первых шедевров монументального художественного литья связано с именем флорентийского мастера Гиборита. Новатором в области монументально - декоративной скульптуры стал один из его учеников скульптор Данотелло. Выдающийся скульптор эпохи Возрождения Микеланджело редко обращался к бронзе, отдавая предпочтение мраморной скульптуре.
Итальянские бронзолитейщики этого периода славились изготовлением пушечных стволов, цоколей для корабельных мачт, канделябров огромных размеров. Наряду с этим отливались и изделия культового и светского характера.
В эпоху Возрождения наряду с бронзовым литьем получают активное развитие оловянное литье, которое преимущественно применялось для изготовления столовой и цеховой, реже - культовой утвари.
Конец XVI - середина XVIII века (барокко).
Стиль барокко сложился в Италии, откуда распространился во все европейские страны. Основная задача, стоявшая перед архитекторами и художниками, заключалась в прославлении католической церкви, силы и могущества королевской власти. Отсюда укрупненные масштабы изображений [49].
В отличие от расписанной эстетико - философской доктрины человек мыслился уже не центром мироздания, а частицей изменчивого непрерывно движущегося мира. В искусстве получают распространение религиозные сюжеты, персонажи Святого Писания.
Среди бронзовых монументов этого периода наиболее интересным является конный памятник французскому «королю - солнцу» Людовику XIV. Этот памятник превратился в своеобразный эталон барочной монументальной бронзовой скульптуры.
17
- Київ+380960830922