СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Становление и развитие рисунка Строгановской Школы в 1825-1880 гг.
1.1. Определение понятий «рисунок» (учебный, технический, специальный), «дизайн».
1.2. Исторические предпосылки возникновения рисунка Строгановской Школы, определение его функций на этапе становления училища в период 1825-1843 гг.
1.3. Строгановский рисунок 1843-1860 гг.
1.4. Роль учебного рисунка в сложении «национального стиля». 1860-1880 гг.
Глава 2. Рисунок Строгановской Школы в 1880-1918 годы.
2.1. Новые тенденции в развитии учебного рисунка в 1880-1895 гг.
2.2. Рисунок Строгановской Школы на рубеже ХІХ-ХХ вв.
2.3. Связь «академический рисунок > творческое рисование > проектирование» в Строгановском училище в период 1900-1918гг.
Глава 3. Традиции Строгановской Школы в учебном рисунке XX века и современные тенденции.
3.1. Рисунок во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-1930 гг.)
3.2. Рисунок в МВХПУ (б. Строгановское) - МГХПУ в 1965-2005 гг.
Заключение
Приложения
Библиография
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Перспективы развития высшего образования требуют постоянного поиска и реализации скрытых резервов в методике преподавания ведущих дисциплин. В художественном образовании одной из таких дисциплин является рисунок, составляющий одну из основ практической подготовки специалиста.
Рисунок - художественно-практическая дисциплина, в которой опытный художник-педагог в индивидуальном общении со студентом передает ему знания и навыки непосредственно в ходе выполнения учебного задания. В силу этого школа рисунка относительно традиционна. Относительность здесь зависит от мировоззрения человека. История академического рисунка дала немало эмпирических средств и приемов, которые и сегодня составляют методику преподавания данной дисциплины. По утверждению прекрасного педагога-рисовальщика конца XIX - начала XX веков П.П. Чистякова, рисунок является основой, фундаментом всех видов изобразительных искусств.1
В настоящей диссертации сделана попытка осветить один из неизученных и противоречивых вопросов, связанных с организацией преподавания в современном художественно-промышленном вузе рисунка и его взаимосвязи с профессией «дизайн». В качестве примера автором взята история развития дисциплины «академический рисунок» в МГХПУ им. С. Г. Строганова.
Хотя в настоящее время в учебной программе Университета эта дисциплина называется именно «академической», но как показано будет ниже,
1 См. Шембель А.Ф. Основы рисунка. - М.: Высш. шк., 1994.
15
Научная новизна и значимость исследования.
Впервые исследуется проблема выработки принципов взаимосвязи курса «рисунок» и курса «проектирование».
Впервые сделана попытка рассмотреть «академический» рисунок как язык визуального выражения проектной идеи. Это дает возможность увидеть рисунок как составляющую проектной культуры с точки зрения формирования основ композиционного мышления и авторского графического стиля.
В исследовании сформулированы образовательные цели «академического рисунка», соответствующие специальности «дизайн».
Кроме этого, исследование определяет рисунок как коммуникативный графический язык в различных профессиональных сферах дизайн-деятельности.
Диссертация может быть использована как научный фундамент для последующих учебно-методических разработок преподавания дисциплины «рисунок» по специализации «Дизайн» в художественно-промышленных вузах.
16
Глава 1
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РИСУНКА СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ В 1825-1880 ГГ.
1.1. Определение понятий «рисунок» (учебный, технический, специальный), «дизайн».
К настоящему времени в художественных вузах нашей страны (МГХИ им. В.И. Сурикова, ЛГХИ им. И.Е. Репина и т.д.) накоплен огромный опыт преподавания дисциплины «рисунок», выработаны методические принципы, основанные как на специфике художественного образования, так и на учете опыта работы Академии Художеств России. Художественно-промышленные вузы отличаются от вышеназванных по методике в зависимости от использования рисунка в практике вуза соответствующей специализации. Так, в пособии «Учебный рисунок», выполненным под руководством А.М. Серова (МГХИ им. В.И. Сурикова), авторы заострили внимание читателей на последовательном усложнении учебных задач и способах решений. В связи с этим первые главы посвящались методике рисунка: «Методическое наследие русской школы рисунка» и «Методические обоснования рисования с натуры».1
В отличие от данного пособия коллектив преподавателей кафедры рисунка Московского Архитектурного Института под руководством A.A. Дей-неки рассматривал учебный рисунок не с академических позиций, а с учетом специфических требований. В пособии «Учитесь рисовать» (1961) внимание было сосредоточено на «творческом» пользовании перспективой, т.е. сознательно позволялось вводить в картину две, три точки схода или две линии горизонта. В построении рисунка существенное внимание предлагалось уде-
1 См. Рисунок: Учеб. пособ. для студентов художественно-графических институтов /под ред. А.М. Серова. - М.: Просвещение, 1975.
- Київ+380960830922