Ви є тут

Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации

Автор: 
Шариков Павел Викторович
Тип роботи: 
диссертация кандидата технических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
160
Артикул:
184026
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
Глава 1. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ
1.1. История дизайна и эстетики бронзовых колоколов..........10
1.2. Колокольная бронза..................................... 21
1.3. Конструкция й йрофиль колоколов........................ 31
1.4. Методы литья колоколов................................. 40
1.5. Окончательная обработка и настройка колоколов.......... 46
1.6. Особенности изготовления языка......................... 57
1.7. Выводы к главе 1........................................58
Глава 2.0СОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ
2.1. Общие принципы реставрации колоколов :................. 59
2.2. Методы обследования колоколов ......................... 61
2.3. Классификация дефектов и способы их устранения......... 71
2.4. Методы реставрации с помощью сварки.................... 77
2.5. Выводы к главе 2....................................... 83
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
РЕСТАВРАЦИИ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ МЕТОДОМ СВАРКИ
3.1. Цели и задачи исследования..............................84
3.2. Методика исследований...................................84
3.3. Исследование технологических параметров реставрации колоколов
с помощью гелиевой сварки...................................111
3.4. Исследование технологических параметров реставрации колоколов
с помощью диффузионной сварки...............................120
3.5. Выводы к главе 3.......................................126
Глава 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
I
ИССЛЕДОВАНИИ................................................128
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ............................................... 134
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 149
2
бели икона — это молитва в красках, храм -молитва в камне, то колокол -это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал.
П. Ильин
ВВЕДЕНИЕ
Колокол - это ударный музыкальный инструмент с самозвучащим телом, относящийся к разряду ударных идиофонов. Он состоит из двух частей: самого колокола и ударного механизма (языка, молотка), которые совместно и создают то неповторимое звучание, отличающееся от всех других ударных инструментов своей широтой спектра, тембром и длительностью звучания. Свой феномен в русской культуре колокол приобрел благодаря использованию в церковном звоне. Именно поэтому основными функциональными качествами для него стали сила звучания, благозвучие и певучесть.
Дизайн колокола основан на соединении оптимизации и компромиссе таких факторов как свойства высокооловянистой бронзы, профиль колокола, технологии его литья, окончательная обработка и выбор языка при удовлетворении эстетических свойств, в первую очередь, таких как художественное оформление, соответствие основного тона определенной ноте, благозвучие, время звучания. Конечно, такой синтез не мог не идти методом компромисса для достижения максимальных функциональных качеств колокола.
Дизайн колокола и его эстетические свойства менялись со временем. Развивалось человечество, совершенствовались наука, техника, культура -соответственно изменялись подходы к эстетике и дизайну колокола. Постоянная работа над улучшением сплава бронзы, формы изделия и технологии литья вначале ставила чисто прагматические цели, связанные с сигнальной функцией колокола, но затем она привели в итоге к созданию канонических
3
Наконец, в 1834 году на конференции в г. Штутгарт было предложено принять за эталон абсолютной час готы До,=264 Гц, что соответствовало Ля,=440 Гц. В 1860 году во Франции специальной комиссией, в составе которой были такие маститые музыканты и композиторы как: Берлиоз, Мейер-берг, Россини и др., был рекомендован стандарт частоты Ля1=435 Гц, который был принят во многих странах Европы. Были также предложения принять за
1 о
основу До =256 Гц (т.е. 2 ), что упрощало бы измерения и изготовление инструментов, так как частота До любой октавы выражалась бы последовательными степенями числа 2. И все же в начале 1930-х годов Международная организация мер и весов рекомендовала стандарт частоты Ля1;=440 Гц, что и принято сегодня большинством стран мира.
Что касается профиля колокола, который отвечает за его звучание, то его поиски шли долго и в каждой стране по-разному, исходя из местного понимания благозвучия и традиций. Процесс этот был интуитивный. Каждый литейщик имел свои секреты и пытался в силу своего опыта создать благозвучные колокола. Иногда это удавалось, а чаще всего нет, ввиду незнания законов акустики колоколов и отсутствия единого и четкого определения их благозвучности.
Подбор колоколов в звоннице также осуществлялся случайно, главным образом не по законам гармонии, а по весовым соотношениям (подточка колоколов тогда не практиковалась). К тому же по установившейся традиции в католической Европе звон в колокола осуществлялся и осуществляется до сих пор путем их раскачки, из-за этого количество колоколов чаше всего не превышает трех-четырех (по количеству оконных проемов на звонил ы-юм ярусе) и звон их довольно примитивный - в виде периодически повторяющихся ударов свободно висящего языка в один или два края колокола. Поэтому средневековые колокололитейщики стремились не столько к чистоте звучания, сколько к благозвучию колокола.
15
Однако в XVI - XVII веках вопрос о создании благозвучного и чистого но звучанию колокола встал более остро в связи с распространением в Западной Европе (в первую очередь, в реформаторских церквях Голландии, Франции и в ближайшем их окружении) курантов и карильонов, то есть музыкальных инструментов, состоящих иногда из нескольких десятков колоколов, настроенных точно на определенный звукоряд и способных озвучивать любую музыку (мелодию).
К XVII веку в Западной Европе уже практически сформировались основы современной теории музыки, что позволило вскоре довольно подробно разработать проблемы музыкального строя, консонанса и диссонанса, лада и другие вопросы гармонии звука.
Постепенно растущее признание получают так называемые октавные колокола, у которых имеются первые 5 основные определяющие обертона, образующиеся от сложения собственных частот колебания колокола с их гармониками : унтертон (самый низкий и долгозвучащий), фундаментальный (выше от него на октаву), терция (октава + малая терция), квинта (октава + квинта) и номинальный (выше на две октавы). Первый такой колокол (как полагают, случайно) был отлит в 1200 году, а первый чисто звучащий карильон с октавными колоколами был отлит в 1646 году в Голландии братья-ми-литейщиками Франсуа и Питером Хемони по совету музыканта-карильониста Джекоба Ван Эйка. Однако их опыт имел чисто практические цели и не имел достаточного теоретического обоснования. Поэтому звонящие точно в тон колокола отливались только в Голландии и Бельгии в XVII -XVIII веках, а затем это мастерство было утрачено. И только в конце XIX века лорд Рейли в Англии и священник Иоганнес Блессинг в Германии дали новый толчок научному изучению акустики колоколов и карильонов, а английский каноник Артур Симпсон в 1890-х годах вновь открыл искусство их настройки. [681
16