2
Оглавление
* Введение 4
Глава 1. Информационная структура современной моды 13
1.1 Теоретические основы функционирования моды конца XX-начапаХХ1в 13
1.2 Образное содержание костюма и компоненты его визуализации 18
1.3 Психофизиологические аспекты формирования зрительного
в образа при восприятии художественной формы костюма 23
1.4 Вербальное поле современной моды 32
1.5 Разработка методики комплексного исследования
механизмов визуализации модной формы женской одежды 41
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Исследование механизмов визуализации модной формы женской одежды 46
2.1. Формирование знаковой системы одежды 46
2.1.1 Выбор критериев оценки знаков - символов, формирующих художественный образ костюма 46
2.1.2 Иллюзорная корректировка идентификационной
§
геометрической структуры (ИГС) стилистического
образа 55
I
2.2 Методика оценки идентификационной геометрической структуры (ИГС) костюма на примере «спортивного» и «классического» стиля 62
2.2.1 Проведение экспертного опроса 63
2.2.2 Математическая обработка результатов исследования 65
Выводы по главе 2 73
• Глава 3. Характер функционирования ИГС костюма в моде XX - ХХ1вв 74
3.1 Разработка методики проведения эксперимента 74
з
3.2 Установление периодичности функционирования ИГС в моде XX - ХХІвв 75
♦ 3.3 Разработка типологии ИГС костюма в моде XX - ХХІвв 83
3.4 Построение архетипов моды 87
3.5 Историческая трансформация архетипа 96
3.6 Закономерности взаимосвязи функционирования ИГС
со структурными изменениями формы костюма 165
Выводы по главе 3 168
^ Глава 4. Разработка методики проектирования костюма по аналоговым
структурам архетипов 170
4.1 Разработка типологических таблиц проектирования на
основе ИГС костюма 170
4.2 Апробация методики в учебном и промышленном проектировании 183
Выводы по главе 4 199
Общие выводы по работе 200
Список литературы 202
Приложение А 212
Приложение Б 226
' Приложение В 251
г
24
Существует обилие психологических теорий формирования образа (структуралисты (считают, что образ - это результат рецепторного раздражения суммируемое с памятью об аналогичном раздражении), гештальтпеихологи (считают, что существуют врожденные структуры -гештальты, которые являются основами образов), сторонники стохастической теории (образ - результат сенсорной выборки глаза) и множество других) [7,45].
Рассматривая физиологический и психологический процесс формирования зрительного образа, исследователи отмечают, что физиологическая оптика показывает - проекция предмета на глаз не совпадает с его чувственным образом [45]. Существует феномен исправления зрительного восприятия. Формирование образа осуществляется за счет слияния (конвергенции) информации обо всех признаках предмета, воспринимаемого зрителем. Опознание образа заключается в отнесении его к известному и понятному зрителю кругу явлений или предметов [9].
Некоторые ученые считают, что в памяти человека сохраняются прошлые зрительные образы, и, при формировании условий, аналогичных их возникновению, они актуализируются и влияют на информацию воспринимаемую в данный момент. Другие полагают, что образ - это лишь результат переработки объективной информации из внешней среды [7, 38].
В восприятии образа могут доминировать различные качества. Существуют «предметные» образы, когда человек не пытается выявить скрытые связи, заключенные внутри материала, а фиксирует лишь предметную оболочку. Образы «словесного выражения» описывают впечатления от предмета словами. Это позиция импрессионистов -впечатление. При образах «личностного смысла» доминируют ассоциации из индивидуального опыта. Образы «значения» возникают, когда человек пытается определить предмет в соответствии с общепринятыми в данной культуре понятиями. Образы «чувственной ткани» ориентируются на значение, идею, скрытый смысл, возникают интуитивно - пластические
25
ассоциации. Это образы художников супрематистов, когда есть желание высказать мысль, но нет готовой формы для ее выражения [45].
Зрительный образ включает в себя все пять вышеперечисленных образных компонентов. И все они должны находиться в равновесии. Но, как правило, в каждом конкретном человеке, на различных этапах жизни доминирует тот или иной компонент.
Важнейший вывод современной науки состоит в том, что при формировании образа используются как объективные данные (физиологические), так и субъективные (психологические). В работе Майер Н.Я. отмечается, что «... образ - это отражение, осуществляемое конкретным человеком, субъектом отражения, живущим в данное время, в данном месте, в определенных социальных условиях, имеющим свои предубеждения, свои потребности, жизненные цели, мотивы, обладающим определенным жизненным опытом. Кроме того, образ формируется в конкретной неповторимой ситуации» [45 с. 31].
События и картины мира воспринимаются мозгом не одинаково. Чем большей новизной, сложностью, интенсивностью и повторением обладает объект, тем он имеет больше шансов быть воспринятым. Так называемое, «явление избирательного внимания» характерно как для слухового, так и для зрительного восприятия.
Существуют «пороги восприятия» - пороги опознавания того или иного объекта, свойства. Сигнал, поступающий в головной мозг, сравнивается «...со следами сходных событий, сохранившимися в памяти. Если сигнал оказывается похожим на что-то уже известное, восприятие приводит к узнаванию» [7 с. 210]. Человеку свойственно воспринимать то, что он уже видел раньше. Причем существуют стимулы воспринимаемые безошибочно.
Человеку свойственно всему придавать смысл. Он воспринимает, как правило, только то, что понимает. Человек переключает свое внимание на то изображение или сообщение, которое он может осмыслить [9].
- Київ+380960830922