- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ...................................................... 4
I. ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ СЕЛЬСКИХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1. Состяние и уровень развития школьного строи -
тельства в сельской местности ....................... II
1.2. Формы организации трудового обучения учащихся
в сельской местности ................................ 18
1.3. Опыт эксплуатации сельских средних школ с помещениями для трудового обучения .......................... 29
1.4. Характеристика и практика применения типовых проектов школьных зданий .................................. 35
Выводы .................................................... 39
П. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ ШКОЛ С ТРУДОВЫМ ОБУЧЕНИЕМ
2.1. Педагогические требования к организации трудового обучения в сельской школе ............................ 55
2.2. Основы формирования материально-технической базы учебно-производственных мастерских и на -правления их развития в сельской местности... 70
2.3. Укрупнение сети и типов зданий школ - основа эффективного решения УПМ в системе школ 73
2.4. Методика расчета материальной базы для трудового обучения учащихся..................................... 80
Выводы..................................................... 35
Ш. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ И ЗДАНИЙ СЕЛЬСКИХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С ТРУДОВЫМ ОБУЧЕНИЕМ
- 3 -
стр.
3.1. Номенклатура типов зданий одиннадцати -летних школ с трудовым обучением и блоков пристроек учебно-производственных
мастерских (УПМ) ...................................... 93
3.2. Состав и площади учебно-производственных
помещений для сельских школ ........................... 97
3.3. Особенности формирования объемно-планировочной структуры блоков УПМ и зданий средних общеобразовательных школ с группами помещений для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся ............................. 105
3.4. Планировочная организация зоны для сельскохозяйственных сооружений на участке сельских средних школ с трудовым обучением ... 112
3.5. Вопросы технико-экономической оценки проектов
зданий школ с трудовым обучением ..................... 115
Выводы ..................................................... 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 133
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................... 137
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................. 153
- 16
іде школа (например, на 20 классов с организационно=педагоги-ческой структурой 2:2:2 преобразуется в 1:2:3 ) обеспечивает прием учащихся, окончивших начальные и неполные средние школы, которые входят в микрорайон действия общеобразовательной школы. Это обусловливается тем, что сельская школьная сеть, в отличие от городской, имеет ступенчатый характер построения ( начальная - неполная средняя -средняя школа ) (4.24 ). При ступенчатом построении школьной сети от начальной школы к средней последняя является основным учебным и методическим центром в сельском административном районе (4.23 ).
Особенности построения сельской школьной сети влияют на организационно- педагогическую структуру средних школ. Для сельских средних школ характерно увеличение числа параллелей - классов от начального к старшему звену организационно- педагогической структуры (4.24 ). Из обследованных сельских средних школ определено, что в 50% школ удвоено число параллелей ІУ-Х классов, в 20% школ -утроено. В поселках городского типа сельских районов средние общеобразовательные школы в организационно= педагогической структуре имеют по 4 параллели старших классов (ІХ-Х кл. ) учащихся. Для действующих средних школ характерным является соотношение параллелей начальных, средних, старших классов - 1:2:2, 1:2:3, 2:2:3, 3:4:4. Например, в средних школах поселка Родники Раменского района Московской области имеется соотношение 1:2:2 ; поселка Малино Ступинского района Московской области -2:2:3 ; в Сосковской школе Урицкого района Орловской области -1:2;2 ; в школе железнодорожной станции Академическая Вышневолоцкого района Калининской области -1:2:2 ; в средней школе населенного пункта Удельная Раменского района Московской области -3:4:4. В приведенных примерах прослеживается тенденция
- 17 -
к увеличению параллелей - классов от начального к старшему звену организационно- педагогической структуры школы НО .
Для начальных и неполных средних школ характерна низкая наполняемость классных групп, во сравнительно высокая наполняемость классных групп для средних общеобразовательных школ, что можно подтвердить на примере сельских общеобразовательных школ Ступинского района Московской области ( см.табл. 1.3 )
Таблица 1.3
Средняя наполняемость классных групп общеобразовательных школ Ступинского района Московской области
Общеобразовательные Наполняемость классных_групп_(чел._)____________
ШКОЛЫ СеЛЬСКИХ Наев- т_ту тгп Т-УШ кл 1Х-Х тгл
ленных мест 1 кл* 1 ш ы* 1А л кл*
Начальные школы
с.Шугарово 16 -
с.Шапово 5 -
с.Кузьмино 6 -
Неполные средние школы
пос.Липитино - II -
с.Семеновское 26
с.Старая Ситня 17
Средние школы
пос. Малино - 33 33
пос.Ситне-Щелканово - 27 22
пос.Городище - 22 30
Приведенная наполняемость классных групп общеобразовательных школ свойственна и для других школ сельских районов Российской Федерации, например, Чернского района Тульской области, Кош-кинского района Куйбышевской области.
В результате проведенных натурных обследований выявлено, что средняя наполняемость классных групп сельских средних обще-
- Київ+380960830922