Содержание.
Введение..............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического исследования здоровья детей и подростков как социальнодемографической группы..............................................13
§1. Системный и институциональный подходы к исследованию
здоровья населения как социального явления..................13
§2. Социологические показатели здоровья детей и подростков в
современном российском обществе.............................45
§3. Социальная дифференциация российского общества и ее влияние
на состояние здоровья молодого поколения....................63
Глава II. Здоровье детей и подростков в регионе как предмет
социологического анализа...................................85
§1. Тенденции изменений в состоянии здоровья детей и подростков в 90-е годы и их специфика на региональном
уровне....................................................85
§2. Региональные факторы, влияющие на состояние здоровья детей
и подростков.............................................106
§3. Возможности улучшения состояния здоровья молодого
поколения в регионе......................................134
Заключение..........................................................155
Список литературы...................................................162
Приложения..........................................................178
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях общество должно иметь такую стратегию своего развития, чтобы обеспечить максимально возможный уровень здоровья и качества жизни населения — высшей ценности и конечного результата деятельности всех общественных систем. Состояние физического развития детей и подростков - один из важнейших обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия общества. Развитие в детском и подростковом возрасте определяет состояние здоровья каждого поколения в старшем возрасте, а также потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.
Последнее десятилетие в России характеризуется ухудшением состояния здоровья детей и подростков. За период с 1992 по 2001 г. заболеваемость на 1000 чел. населения увеличилась в Российской Федерации с 615, 6 до 725, 6 чел., в том числе, в Приволжском федеральном округе (ПФО) - от 635,1 до 770,4 чел. Наибольший рост заболеваемости регистрируется у детей и подростков: за 10 лет число заболеваний увеличилось в 2,5 раза. По данным Минздрава России, здоровыми в нашей стране можно считать лишь 9,6 млн., или 32% детей; 15,6 млн., или 52% - имеют функциональные отношения, а 4,8 млн., или 165 - страдают хроническими заболеваниями. Известно, что до 40% детей рождаются уже больными. Большинство рождающихся ныне детей уже в процессе формирования организма начинают терять здоровье, хотя биологический потенциал индивида предполагает его развитие до 35 лет [, с.31, 33]. Большую тревогу вызывает социальное нездоровье молодого поколения, которое проявляется в росте таких аномалий, как алкоголизм, наркомания, преступность. За последние 10 лет в России заболеваемость алкоголизмом среди детей выросла в 11 раз, среди подростков - в 2,3 раза. Характер национального бедствия в России приобретает наркомания. Нетрудно предположить, что ждет в недалеком будущем страну, в которой в
3
это здоровье формируется и изменяется в возрасте от 0 до 18 лет это, прежде всего, семья, ее условия жизни, социальное положение, обеспеченность питанием, жилищными условиями, возможности отдыха. Вместе с семьей очень важную роль в создании социальных условий для формирования здоровья играют охрана здоровья населения, прежде всего - детей, а также условия для воспитания и обучения молодого поколения, сначала в детских дошкольных учреждениях, затем - в школьной системе образования [3]. Это - элементы системы, но все они функционируют в обществе , которое меняются является средой по отношению к системе, и все они должны быть взаимосвязаны со средой, взаимодействовать с ней. Именно в таком взаимодействии происходит развитие, эволюция системы. А обратная связь помогает установить, существует ли такое взаимодействие или нужны корректирующие управленческие решения в системе. Такая обратная связь прослеживается, если сравнить важнейшие показатели социально-экономического развития современного российского общества, и показатели важнейших процессов, характеризующих здоровье населения: рождаемость, заболеваемость, смертность.
Здравоохранение в системном аспекте можно представить как упорядоченный набор лечебных, профилактических, оздоровительных учреждений, медицинских услуг для населения и его отдельных групп. Деятельность этих учреждений и оказание медицинской помощи населению означает взаимодействие. Сами эти учреждения взаимосвязаны, подчиняются управлению, их оборудование и укомплектование медицинским персоналом изменяется количественно и качественно.
Чтобы определить то, что следует понимать под социальными изменениями в современном российском обществе, надо обратиться к некоторым важным положениям в социологической концепции Т. Парсонса, которые могут быть выбраны в качестве методологической предпосылки. На наш взгляд, в этом качестве наиболее подходит следующий тезис Т. Парсонса:
18
«Хотя все процессы что-то изменяют, для наших целей полезно выделить процессы, изменяющие социальные структуры. Очевидно, что для поддержания функционирования любой социетальной системы необходимы многие сложные процессы. Если составляющие общество люди перестанут что-либо делать, общество очень скоро прекратит свое существование» [113, с. 513-514]. Среди процессов изменения Т. Парсонс считает наиболее важными для эволюционной перспективы процессы, усиливающие адаптивную способность либо внутри общества путем порождения нового типа структуры, либо с участием культурных и других факторов [113, с. 514]. По мнению Т. Парсонса, прежде всего речь должна идти о процессе дифференциации. Эти положения намечают подход к определению того, что надо рассматривать в качестве изменений в обществе. По мнению диссертанта, это -изменения социальных ролей, статусов, изменения в социальной структуре общества, и прежде всего - процесс социальной стратификации, . усиление которого имеет место в современном российском обществе. К процессам, играющим роль социальных изменений в обществе (в том числе и в современном российском), следует отнести происшедшие изменения в признаках, материальных и культурных чертах, стандартах поведения, нормах и правилах, характерных для многих социальных институтов, а также изменения в их социальных функциях. Эти изменения во многих социальных институтах происходят и в современном российском обществе. Как известно, многих из таких изменений вызваны введением новых форм собственности, новых норм и правил, регулирующих деятельность институтов власти и государства, трансформацией социальной структуры общества. Т.Н. Заславская, например, относит к главным направлениям перемен: происшедшие изменения в системе политической власти, в сфере идеологии, в сфере экономики, в социальных отношениях [68, с. 130-134].
Можно отнести, по мнению диссертанта, к социальным изменениям в контексте которых надо рассматривать здоровье детей и подростков, проис-
19
- Київ+380960830922