Ви є тут

Формирование потребности в саморазвитии у учащихся: социологический анализ

Автор: 
Заводова Юлия Витальевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
150
Артикул:
193303
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Методологические подходы к анализу сущности и
противоречий формирования потребности в саморазвитии учащихся общеобразовательных школ................................12
1.1. Сущность и особенности формирования потребности учащихся 12
в саморазвитии........................................................12
»
1.2. Основные противоречия в системе формирования потребности
в саморазвитии у школьников в современных условиях....................47
Глава 2. Взаимодействие основных субъектов образовательного
процесса при формировании потребности в саморазвитии у
детей разного возраста...........................................79
2.1. Состояние и особенности становления потребности в саморазвитии у
школьников............................................................79
2.2. Роль родителей и педагогов в формировании потребности учащихся в
саморазвитии.........................................................107
Заключение............................................................132
Литература............................................................139
2
Введение.
Современный динамично меняющийся мир требует личность, готовую к постоянной смене имеющихся знаний и умений на те, которые необходимы для дальнейшего научно-технического и социального развития общества.
В условиях, когда мир меняется настолько быстро, что даже в рамках одного поколения люди вынуждены постоянно адаптироваться и приспосабливаться к изменениям в социуме, требуются существенные преобразования и в системе ведущих потребностей и интересов человека. Важной задачей становится не только удовлетворение первичных материальных потребностей, но и выработка мотивации на активное и эффективное освоение новых производственных технологий, методов и приемов работы, более совершенных устройств, улучшающих быт, досуг человека. Скорость обновления научных знаний, предметов, в которых реализуются разработки ученых, технологов, конструкторов, настолько возросла, что без специальной потребности в саморазвитии личность неспособна эффективно использовать и то, что ей предлагает современный рынок товаров и услуг.
Возникает необходимость специального социологического изучения тех социальных процессов, которые определяют возникновение и утверждения новых для человека потребностей как ведущих детерминант его сознания и поведения. Актуальной задачей становится анализ тех объективных и субъективных факторов, которые влияют на формирование и реализацию качественно иных потребностей, побуждающих личность отказываться от привычных способов поведения, заниматься самообразованием и самовоспитанием ради достижения тех целей, которые прежде не являлись ведущими в его повседневной жизни.
Новые потребности, среди которых ведущей оказывается потребность в саморазвитии, создают другую систему социальных связей между личностью и социумом. Они строятся уже на иной роли общества в
определении того, что должен человек освоить, чтобы обеспечить
3
политической деятельности в школах были введены курсы обществознания и права, в ряде общеобразовательных учреждений — человековедение.
Однако эти изменения не затрагивали важнейшей особенности школьного образования, которая проявилась еще на начальных этапах его возникновения. Информация, получаемая школьниками, раскрывала прошлую, уже состоявшуюся жизнь общества. Тем самым ученик ориентировался на то, что в предстоящей жизни ему будет вполне достаточно знаний, уже добытых человечеством 50-100 и более лет назад. Данный принцип построения содержания образования был в то время вполне оправдан, т.к. темпы изменений общественной жизни были весьма медленными, и новые поколения могли в своей жизни адекватно руководствоваться представлениями, выработанными в далеком прошлом. Школа не ориентировала учащихся на постоянное саморазвитие, определяемое бурными социальными преобразованиями. Таковые отсутствовали.
Решалась другая проблема: обеспечить развитие школьника в процессе приобщения его к ценностям веками создаваемой культуры. Они не передаются генетическим путем, а утверждаются в сознании в результате обучения и воспитания. Само развитие личности рассматривалось как наполнение социальным содержанием той деятельности, к которой способен человек как биосоциальное существо.
Процесс социального развития определяется, в первую очередь, одновременно идущими физическими и психическими изменениями в организме ребенка, а не только общественными преобразованиями. К 12 годам он в полной мере готов к осуществлению простейших видов физической работы. Этим объясняется тот факт, что еще сравнительно недавно, когда господствовал тяжелый физический груд, социализация у детей, проживающих в сельской местности, завершалась к 12-13 годам. Даже не выйдя из подросткового возраста, ребенок фактически становился взрослым, мог создавать семью, вести хозяйство, т.е. являлся полностью
14
дееспособным. В последующей взрослой жизни развитие индивида уже не носило всеобщего характера и не затрагивало всех сфер жизни человека (трудовой, семейной, досуговой). Шло лишь накопление жизненного опыта, позволяющее совершенствовать процесс реализации норм общественной жизни.
Школьное образование в это время являлось важнейшим средством развития тех детей, которые готовились к осуществлению более сложного умственного труда, предполагающего не только определенное физическое и психическое развитие личности, но и совокупность знаний в конкретных сферах изучения и преобразования человеком природы, техники, общественной жизни.
Накопление все большего объема знаний о разнообразных законах существования окружающего мира, способах воздействиях на него, увеличивало объем той информации, которую должен был получить школьник в процессе общего образования. Поскольку до середины 20 века темпы научно-технического прогресса были невелики, полученными в школе знаниями можно было пользоваться на протяжении всей трудовой деятельности. Школа в связи с этим ориентировалась на удовлетворение социальной потребности в подготовке подрастающего поколения, в первую очередь, к деятельности по воспроизводству культуры этноса, страны.
Последняя треть прошлого и начало нынешнего века характеризуются высокими темпами преобразований как в научно-технической, так и социальной сферах. Новые открытия в науке, появление и широкое распространение различных технических устройств, информационная революция впервые в истории привели к тому, что человек вынужден постоянно обновлять свои знания и представления об окружающем мире. Многие виды производств характеризуются тем, что новые технологии и соответствующие им технические устройства обновляются с периодичностью раз в полгода - в год. Наблюдаются постоянные изменения в тех технических устройствах, которые человек использует в быту, с периодичностью в каждые
15