Содержание
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА I. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА...................................18
§ 1.1. Общая характеристика тенденции гуманитаризации знания
и гуманитарной методологии.......................................18
§ 1.2. Натурализация и гуманитаризация знания (историко-философский
и историко-научный экскурс)......................................35
§ 1.3. Методологическое соотношение натурализации и гуманитаризации научного знания..................................................60
ГЛАВА 11. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.........................................76
§2.1. Гуманитаризация наук о природе и методологическая динамика
современного естествознания......................................76
§ 2.2 Гуманитаризация наук о человеке и обществе в контексте их методологического самоопределения................................92
ГЛАВА III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ... 114
§3.1. Гуманитарные методологические элементы в концепциях
классической социологии.........................................114
§ 3.2. Формирование гуманитарных методологических принципов в
неклассической социологии конца XIX -начала XX веков............135
§ 3.3. Предпосылки и особенности гуманитаризации современной СОЦИОЛО! ИИ.....................................................157
ГЛАВА IV. МЕХАНИЗМЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ......................................176
§ 4.1. Диалог как центральный принцип гуманитаризации социологии 176
§ 4.2. Становление гуманитарной методологии на междисциплинарном уровне (на примере взаимодействия социологии и социальной
антропологии)...................................................187
§ 4.3. Внутридисциплинарные механизмы и уровни гуманитаризации
социологии......................................................206
§ 4.4. Гуманитарный потенциал российской социологии.............230
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................253
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................258
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
11роблема методологического самоопределения имеет первостепенное •значение для любой науки. Особую остроту в ХХ-ХХ1 веках она приобретает в системе социогуманитарных дисциплин, многие из которых переживают своеобразный кризис самоидентификации. Данный кризис связан как с традиционным для наук о человеке и обществе «комплексом методологической неполноценности» (возникшем на основе отождествления подлинно научной методологии с ее естественнонаучными образцами), так и с множественностью новейших (порой исключающих друг друга) собственных теоретикометодологических разработок, с эпистемологическим плюрализмом современного социогуманитарного знания, нередко граничащим с полным релятивизмом и невозможностью обосновать преимущества той или иной познавательной модели.
Социологическая наука в этом плане не только не является исключением, но представляет собой, на наш взгляд, классический пример (так сказать, идеальный тип) гуманитарной дисциплины, переживающей сложнейший внутренне противоречивый процесс обретения собственной, адекватной изучаемому предмету методологии. Дело в том, что с точки зрения предметной определенности (при любой из известных сегодня трактовок ее предмета) социология безусловно имеет социогуманитарный статус, однако ее методологическое развитие всегда находилось и сейчас находится под мощным влиянием идеалов и норм классического естествознания.
Как известно, еще во времена О. Конта и Г. Спенсера физикалистская и биологизаторская методология становится своеобразным синонимом научности в обществознании. И несмотря на возникшую несколько позже гуманитарную альтернативу в лице «понимающей» социологии М. Вебера и его сторонников, социологическая наука вплоть до настоящего времени принимала самое
3
- Подчеркнем в этом плане прежде всего общегносеологический статус явления гуманитаризации, вытекающий из всеобщего характера как отношений субъектного опосредования, свойственных любому познавательному процессу, так и момента принципиальной сопоставимости свойств любого изучаемого объекта с «субъектными» характеристиками объектов гуманитарного знания. В этой связи процесс гуманитаризации научного знания может и должен быть рассмотрен как явление общенаучного порядка и проанализирован как с точки зрения выявления его общегносеологических корней, так и с точки зрения раскрытия специфики его собственно научного предметно-методологического содержания.
- Учет органичной встроенности социогуманитарного знания в контекст отражаемого им общественного бытия и тесно связанной с этим принципиальной неэлиминируемости его мировоззренческого содержания ориентирует на рассмотрение и тенденции гуманитаризации знания в широком социокультурном (историческом) контексте, с точки зрения ее социальной детерминации и значимости; на осмысление характера взаимосвязи и взаимозависимости мировоззренческих и собственно методологических аспектов тенденции.
- Отметим чрезвычайно важный, по нашему мнению, прием методологического анализа процесса гуманитаризации именно как тенденции (т.е. направленного движения) в развитии знания, применяемый большинством исследователей и заключающийся в соотнесении ее с некоторыми противоположно направленными тенденциями научного развития. Так, Ю.А. Шрейдер противопоставляет гуманитаризацию научного знания его математизации [298, с. 86-87], P.C. Карпинская - физикализации [110, с. 25]. Нам представляется целесообразным при рассмотрении тенденции гуманитаризации знания соотносить ее с тенденцией натурализации1, считая критерием их разграничения различие мировоззренческих и методологических
1 Тенденцию натурализации научного знания в самом общем плане можно определить как процесс приобретения им предметно-методологических характеристик* классического естествознания Подробный и содержательный анализ тенденции проводится во 2 параграфе данной главы
27
ориентаций в понимании характера соотношения человека и мира, субъекта и объекта, природы и общества.
- Выступая проявлением широкого научно-культурного синтеза, гуманитаризация знания не исчерпывается процессом взаимодействия и взаимного влияния естественных и общественных наук, а представляет собой сложный и противоречивый процесс качественной перестройки человеческого знания о мире, перехода от отдельных естественнонаучных, технических и общественных дисциплин к системам знаний, органически включающим в себя «натуралистические» и гуманитарные элементы. «Чаще всего, - пишет
В.П. Тьнценко, - под гуманитаризацией естественных, фундаментальных и прикладных наук понимают усиление их связи с общественными науками. Но, с нашей точки зрения, сами общественные науки переживают гуманитаризацию» [272, с. 64]. При этом анализ специфики приобщения к гуманитарной методологии различных областей научного знания позволяет рассмотреть эту тенденцию в ее не только исторической (временной), но и «предметной» развертке, увидеть динамику интенсивности и форм ее проявления при переходе от одной науки к другой.
На проблеме соотношения социальных и гуманитарных наук, социального и гуманитарного знания следует остановиться особо. Во введении к «Всемирному докладу по социальным наукам» (1999) подчеркивается отсутствие единого мнения по данному вопросу и выделяются две противоположные позиции, существующие в современном научном сообществе:
а) четкое разведение социальных и гуманитарных дисциплин по предметным и(или) методологическим основаниям, широко распространенное как в европейских странах, так и в Соединенных Штатах Америки. Так, зачастую, «экономика, социология и политология рассматриваются как социальные науки, психология, антропология и лингвистика - как гуманитарные науки» [112, с. 11].
28
- Київ+380960830922