2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭТИКЕТ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Понятие этикета. Философско-методологический аспект
1.2. Функции этикета
1.3. Этикет и ритуал
1.4. Виды этикета
1.5. Специфика делового этикета
ГЛАВА 2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ЕГО СТРУКТУРА ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ
2.1. Деловой этикет и протокол
2.2. Деловой этикет: светские нормы
2.3. Деловой этикет: служебные отношения
2.4. Национально-культурная специфика делового общения
ГЛАВА 3. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В СИСТЕМЕ ИМИДЖА
3.1. Современные коммуникативные процессы: особенности взаимодействия
3.2. Имидж и его йзмерение
3.2.1. Визуальное измерение имиджа
3.2.2. Вербальное измерение имиджа
3.2.3. Событийное измерение имиджа
3.2.4. Контекстное измерение имиджа
3.3. Роль делового этикета в формировании имиджа
3.3.1. Проблема первого впечатления
3.3.2. Имиджевый эффект первого впечатления
3.3.3. Имидж в статике, имидж в динамике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3-14
15-92
17-32
32-47
47-76
76-83
83-92
93-143
93-104
105-110
110-119
119-143
144-218
145-158
158-149
159-166 166-169 169-176 176-179
179-218
180-191 191-204 205-218
219-224
225-245
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общение - условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, материальным и духовными ценностями, вырабатываются общие нормы, принципы, идеалы, установки, взгляды в различных сферах жизнедеятельности. На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились все разнообразнее по мере развития самого общества. И сегодня мифы, легенды, ритуалы, обычаи, нормы и правила этикета в трансформированном, обновленном виде окружают мир современного человека. Являясь традиционными ценностями, они составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества.
Вступление общества в новую информационную эпоху своего развития определило возникновение и новых способов общения - прежде всего речь идет об имидже и о деловом этикете. Имидж и деловой этикет - это сложные коммуникативные структуры, востребованные условиями формирования и развития современной цивилизации. Их содержание, специфические особенности, смысловое значение и социальная роль все в большей степени привлекают внимание ученых. Результаты исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают глубокий смысл происходящих преобразований.
Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях реформирующейся России. Потребность в новых формах общения обусловлена как необходимостью решения внутренних задач российского общества, так и условиями постоянно расширяющегося делового сотрудничества на международном уровне. Данные вопросы уже обсуждаются в нашей научной литера-
торического развития общества определенных норм и правил, конкретизирующих эти ценности. Поэтому в зависимости от вида ценности мы имеем соответствующий набор норм и правил, ценностную оценку, которая выносится на основе их соответствия или несоответствия данной форме ценностного сознания, а также конкретное поведение как реализация выносимой оценки. Следовательно, нам необходимо определить, как выносится ценностная оценка и, в частности этикетная.
Ценностная оценка и ее особенности. Во-первых, сразу следует оговориться, что помимо ценностной оценки, о которой идет речь, существуют оценки и иного рода, например, познавательные и утилитарные. Общим для всех родов оценки является их парно-соотносительный характер (хорошо / плохо), в остальном они отличаются друг от друга. Так для познавательных и утилитарных оценок критерием истинности или полезности считается практика, а для ценностной оценки - духовное переживание. Но любая оценка не может быть произвольной. Поэтому, когда мы обращаемся к ценностной оценке, она, с одной стороны, выносится только переживающим субъектом, с другой - для этого должна иметь объективную основу. Мораль отражает реальные общественные интересы, она реализуется в деятельности человеческой личности и является объективной в том смысле, что в ее категориях представлены законы подлинно человеческого общежития. Она субъективна в том отношении, что может осуществляться только как непосредственное проявление силы человеческой души.
Таким образом, ценностная оценка всегда субъективна, всегда бескорыстна, всегда эмоционально окрашена, поскольку выносится переживающим субъектом, но и всегда объективна, поскольку отражает непосредственно общественные интересы. Видимо, здесь и заложена одна из причин того, что вместе с разложением первобытного общества и выделением ценностей индивидуального субъекта не исчезают, не вытесняются ценности совокупного субъекта. Именно ценности совокупного субъекта - общечеловеческие
ценности выступают всеобщим критерием духовности общества, в то же время следует отметить, что конкретно-исторические ценности больших социальных групп и ценности малых референтных групп, как правило, признаются только в пределах аксиосферы тех групп, которые разделяют эти убеждения, поэтому оценка будет соотноситься не только с общечеловеческими ценностями, но и с ценностями и интересами этих групп. Поэтому каждый отдельный субъект является носителем целой системы ценностных установлений.
Любая ценностная оценка содержит нравственную и эстетическую составляющие, поэтому несколько слов об этической и эстетической оценках. Все этические ценности - Добро, Благородство, Справедливость и другие -проявляются в поступках человека, но «характеризуют не проявление, не внешний облик, не «тело» этого поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию, - поэтому нам не нужно видеть, как совершен поступок, чтобы дать ему нравственную оценку, необходимо лишь знать, почему он совершен...»1 Между тем, все эстетические оценки выносятся при непосредственном восприятии предметов и явлений природы, и вещей, созданных человеком, т.е. такую оценку можно дать «только увидев, как этот поступок совершен, безотносительно к «почему» и «зачем», ибо оценивается не «что», а «как».2 А поскольку речь идет о непосредственном, визуальном восприятии, 'го эстетическую оценку определяют как зависящую «от обоих переменных и объектной и субъектной: уже древние римляне, - пишет Каган, - поняли, что «у каждого свой вкус» и потому «о вкусах не спорят».3
Таким образом, в отличии от этической оценки, где определяющим является само содержание - «духовная мотивация», для эстетической оценки приоритет принадлежит всегда форме. Именно форма становится носитель-
1 Каган М.С. Философская теория ценности. С.107.
2 Там же. С. 108.
- Київ+380960830922