Ви є тут

Социокультурные метаморфозы утопизма

Автор: 
Бакулов Виктор Дмитриевич
Тип роботи: 
Дис. д-ра филос. наук
Рік: 
2003
Артикул:
200092
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 4.
ГЛАВА I. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ УТОПИИ И УТОПИЗМА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ. 34.
ГЛАВА II. УТОПИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. 71.
§ 1. Понятие утопии. 71.
§ 2. Типы и виды положительной утопии. 99.
§3. Утопия как компонент социально-цслеполагающей деятельности исторических субъектов. Утопия и идеология. 115.
ГЛАВА III. УТОПИЗМ КАК МОДИФИЦИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УТОПИИ. 133.
§1. Понятие утопизма. Условия и предпосылки трансформации утопического учения в утопизм. 133.
§2. Природа, сущность и основные признаки утопизма. 149.
§ 3. Превращенные формы духовной и практической деятельности исторических субъектов. 169.
§4. Утопизм как превращенная форма выражения социальных идеалов. Видообразования утопизма. 191.
ГЛАВА IV. МЕТАМОРФОЗЫ СМЫСЛА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКТРИНЫ «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ» В КОНТЕКСТЕ УТОПИЗМА ЭПОХИ ИВАНА ГРОЗНОГО. 224.
§ 1. Доктрина «Москва - третий Рим»: эсхатологический смысл и духовно-культурное предназначение основных постулатов. 230.
§2. Доктрина «Москва - третий Рим» как «утопия Отечества». 253.
§3. Превращенная форма выражения содержания доктрины «Москва - третий Рим» в контексте утопического сознания эпохи Ивана Грозного.
265.
§ 4. Метаморфозы смысла и смысл метаморфоз основных постулатов доктрины «Москва - третий Рим» в политико-правовой теории и практике правления Ивана Грозного. 291.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 348.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
357
• определение удельного веса и взаимного соотношения различных видов и форм утопии: классической положительной утопии, антиутопии, дистопии, практотопии, экотопии и др.;
• изучение истории становления утопий, их географической, страноведческой, национальной и цивилизационно-культурной представленности;
• сравнительный анализ утопий Востока, Запада и России, выявление общего и отличительного в их сущностных и характерных чертах, степени независимости и степени взаимного влияния в развитии основных типов и форм, своеобразного и заимствованного в содержании и жанровом оформлении;
• определение степени влияния утопического сознания и мышления на те или иные исторические события, политические ситуации, социальные и культурные феномены и ряд других проблем.
Достигнутые при разработке данных проблем успехи неоспоримы: феномен утопии всесторонне рассмотрен и отграничен от тесно взаимосвязанных с ним явлений социальной, политической и духовнокультурной жизни, от смежных с ним художественно-литературных жанров; утопия предстала как неотъемлемый и «законный» компонент «проективных» образований сознания и способа мышления, во всем многообразии их проявлений; дан социально-теоретический анализ места, роли и значения утопии в важнейших исторических событиях, в социально-политических процессах, отношениях и ситуациях, в проявлениях духовно-культурной жизни общества; в значительной мере определена степень влияния утопии на историю развития тех или иных стран, народов, географических регионов, культурно-цивилизационных ареалов и даже на общество в целом в различные исторические эпохи.
Вместе с тем, оценивая данный период в изучении утопии, следует отметить, что стремительный прирост массива исследований хотя и позволил дать обзорную панораму типов, видов, форм и жанров утопии, выявить
значительное число связанных с ней проблем, однако носил преимущественно «экстенсивный» характер, был движением вширь, а не в глубину.
Наглядным показателем «экстенсивного» характера современных исследований утопии выступает разрозненность в осмыслении ее отдельных проявлений и сторон, ограниченность их рамками, причем как в выработке методологии исследования, так и в процессе ее применения в конкретном анализе содержательных спецификаций самого предмета изучения. Такими наиболее значимыми проявлениями, своеобразными ипостасями утопии, в рамках которых сосредоточено основное внимание исследователей, выступают следующие. Во-первых, это опредмеченность утопии в виде целого корпуса текстов произведений определенного жанра литературы и социальной мысли. Произведения эти очень разнообразны, неравноценны по своим достоинствам -одни из них по праву вошли в историю литературы, включены в сокровищницу человеческой мысли, стали достоянием духовной культуры; другие таких достоинств не имеют и представляют интерес только для узких специалистов, изучающих тот или иной жанр утопии или исторические этапы в ее развитии. Однако как носители определенного содержания и способа его выражения они являют собой единое целое, подчиняются общим закономерностям развития, воплощают в себе определенные характерные черты и особенности феномена утопии. Данная ипостась утопии исследована наиболее полно, именно ей посвящено большинство работ, и именно здесь достигнуты наиболее значимые результаты. Во-вторых, это представленность утопии как определенного типа сознания субъектов социально-исторической деятельности, образа мышления и даже способа миропонимания. Эта ипостась утопии наиболее сложна по своему содержанию, воплощена в многообразных формах духовной и интеллектуальной жизни людей - от непосредственных социальнопсихологических реакций и обыденного уровня мышления до сложных рационально-рефлексивных или образно-художественных форм, совокупности определенных ценностно-мировоззренческих ориентиров, выступающих основанием глубокого осмысления реальности и выработки в соответствии с