2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1.Спортивная техника как фактор совершенствования двигательных действий
1.2.Специальные и соревновательные упражнения как средства развития скоростно-силовых качеств метателей копья 1.3.0бщая и специальная физическая подготовка метателей копья (проблемы и методы их решения)
1.4.Техника метания копья. Методы обучения и совершенствования
1.4.1. Факторы, влияющие на дальность вылета комья
1.4.2. Аэродинамические свойства копья
1.4.3.Методы обучения и совершенствования техники метания копья
1.5.1 ренировочные устройства и тренажеры, применяемые в учебно-тренировочном процессе метателей копья
I.6.Вариативность в подготовке спортсменов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
II.1.Задачи исследования
Н.2.Методы исследования
II.3.0рганизация исследования
ГЛАВА Ш. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
III.1.Конструктивные особенности и принцип работы компьютеризованного тренировочно-исследовательского комплекса для метателей
Ш.2.Исследованис проявления биомеханических
характеристик метания копья с места спортсменами различной
4
12
12
17
24
28
29
31
32
33
38
43
43
43
48
55
55
3
спортивной квалификации 59
Ш.З.Исследование проявления биомеханических
характеристик в метании копья с места спортсменами высокой квалификации при различных изменениях внешних силовых воздействий в убывающем режиме сопротивления 61
Ш.4.Исследование эффективности метания копья с места с наиболее целесообразным и рациональным диапазоном изменения внешнего силового воздействия 65
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 68
1У.1 .Конструктивные особенности компьютеризированного тренировочно-исследовательского комплекса для метателей копья 68
1У.2.Особенности проявления биомеханических характеристик метания копья с места спортсменами различной спортивной квалификации 70
IV3.Особенности проявления биомеханических характеристик в метании копья с места спортсменами высокой квалификации при различных изменениях внешних силовых воздействий в убывающем режиме сопротивления 72
1У.4.Рациональность и эффективность метания копья с места в условиях применения убывающего сопротивления с наиболее рациональным диапазоном изменения внешнего отягощения 73
ВЫВОДЫ 76
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 78
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Многие специалисты в области физической культуры и спорта [30; 22; 23; 24; 34; 54; 78 83; 113; 115 и др.] указывают на то, что возрастание объема и интенсивности тренировочной работы у спортсменов высокой квалификации приблизились к пределу их физических возможностей при условии сохранения здоровья. Обобщение мировой и отечественной практики научных исследований убедительно свидетельствуют, что улучшение спортивных результатов должно идти по пути поиска новых средств, повышающих эффективность тренировочных занятий без значительного увеличения их объема и интенсивности.
Дальнейшее совершенствование процесса управления подготовкой спортсменов высокого класса требует более эффективного сочетания соревновательных и специальных упражнений в общем объеме тренировочных средств, что невозможно без глубокого переосмысления некоторых устоявшихся стереотипов в современной системе подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Как известно, в основе роста спортивного результата лежат адаптационные процессы организма. Результаты исследований многих авторов[22; 23; 30; 44; 45; 50; 82^84;99-103; 113; 116-119; 121; 138;142-145; 170; 171 и др.] свидетельствуют, что традиционные тренировочные средства, использующиеся спортсменами высокой квалификации, со временем не приводят ни к улучшению спортивных результатов, ни к приросту возможностей организма ввиду исчерпания его адаптационных ресурсов, высокой степени приспособления к факторам педагогического воздействия, реализованного на предшествующих этапах, а также в результате противоречия между возрастающим мастерством в выполнении специальных упражнений и уменьшающимся эффектом их воздействия.
Необходимость решения вопросов, связанных с повышением уровня физической подготовленности и совершенствованием технического
5
мастерства, приводит исследователей [3-5; 39; 51-52; 55-60; 63; 69-71; 73; 74; 76-77; 87; 104; 114; 129; 149-152; 175; 176; 194-204; 208; 210; 215; 218 и др.] к поиску новых путей применения различного рода нетрадиционных технических средств обучения.
Таким нетрадиционным средством в свое время стали снаряды разной массы. Однако мнения специалистов об эффективности использования облегченных и утяжеленных снарядов, в частности, в метаниях, носят противоречивый характер [35; 82-83; 94; 123; 155; 211 и др.]. Это объясняется тем, что при метании облегченных и утяжеленных снарядов количество работающих мышц, последовательность их включения, сила и скорость сокращения будут иными, чем при метании соревновательного снаряда. Кроме того, биомеханические исследования Е.Н. Матвеева [123-124], В.М. Зациорского [80-81] показывают, что при метании снарядов, значительно превышающих массу соревновательного копья, существенно изменяется техника, а значит, злоупотреблять этими упражнениями не следует.
Вместе с тем, облегченные снаряды способствуют повышению скорости движения метателей, лучшему использованию инерционных и реактивных сил, совершенствованию ритма метания, характерного для метателей высокой квалификации, утяжеленные - развитию силовых возможностей.
Спортивные достижения в любом виде спорта зависят от многих факторов и условий. Главными из них являются одаренность спортсмена и степень его подготовленности к достижению максимальных результатов.
В основе первого лежат природные задатки, которые необходимо развивать. Без реализации и совершенствования, например, врожденных силовых возможностей человека нельзя в конечном итоге добиться педагогического эффекта в обучении сложным в координационном отношении движениям [20; 50; 53; 101-104]. Решение этой проблемы особенно остро стоит в скоростно-силовых видах (тяжелая атлетика,
легкая атлетика и др.), іде результат напрямую связан с быстрым и рациональным приложением силы к снаряду.
В основе второго фактора спортивного успеха - рационально построенная система спортивной подготовки [104; 107; 126; 134; 135; 139; 166; 170; 171; 209; 219; 221 и др.], “благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом -возрастающие затраты усилий спортсмена по самосовершенствованию” [125], т.е. возрастание объема и интенсивности тренировочной работы, которые у спортсменов высокой квалификации, в том числе легкоатлеты-метатели, достигли максимально возможных результатов. Их дальнейший рост может способствовать возникновению различных патологий.
Появляется необходимость интенсификации тренировочного процесса на фоне экономизации энергозатрат спортсмена и оптимизации специальной подготовки.
Однако подобная интенсификация, как показывают исследования ряда авторов [см. с.4], невозможна в условиях использования традиционных тренировочных средств.
Вместе с тем, без повышения в тренировочном процессе интенсивности проявления показателей соревновательных упражнений, или упражнений по своей динамической и кинематической структуре близких к соревновательным, не представляется возможным ожидать улучшения спортивных результатов (если иметь ввиду, что
рациональность техники выполнения соревновательного упражнения одна и та же в том и другом случае).
Проблема в создании таких условий тренировочных занятий, при которых без повышения энергетических затрат можно повысить результативность тренировочных занятий.
7
Бесспорно, одним из возможных путей решения данной проблемы является поиск специальных упражнений, позволяющих интенсифицировать проявления специальных двигательных качеств (например, динамическую силу и скорость в метании копья) в русле соревновательного упражнения.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в спорте высших достижений является проблема разработки и внедрения непосредственно в тренировочный процесс автоматизированных инструментальных систем контроля и управления формированием и совершенствованием двигательных действии спортсменов, которые помогают вырабатывать оптимальную технику выполнения соревновательного упражнения. Эта проблема является органической составляющей разработки современной концепции подготовки спортсменов высокого класса, которая должна ориентироваться на два принципиальных положения:
1. Тренировка должна включать значительное число упражнений на рекордных двигательных режимах, обеспечиваемых соответствующими тренажерными системами и устройствами, позволяющими моделировать эти экстремальные режимы [143];
2. Процессы измерения, математической обработки, анализа и интерпретации параметров контроля подготовленности спортсменов и коррекции двигательных действий должны составлять единую технологическую цепь [150].
Для практической реализации этих принципов необходимо создание тренажерно-исследовательских и измерительно-вычислительных комплексов, унифицированных по видам и группам видов спорта.
Основным принципом при создании таких комплексов, по мнению И.П. Ратова, должна стать возможность создания внешних искусственных энергосиловых добавок в процесс воспроизведения естественных
8
двигательных задач. Это так называемая “искусственная управляющая среда”.
Ю. Т. Черкесов в русле методологии И.П. Ратова создал комплекс тренажеров нового уровня методических возможностей - “Машины управляющего воздействия” [195-204]. Их применение детерминирует возрастание интенсивности силовых и скоростных проявлений, способствует реализации потенциальных возможностей занимающихся и обеспечивает существенное повышение эффективности тренировочного процесса благодаря условиям текущего управления двигательными действиями. В исследованиях его учеников [6; 63; 76; 77; 127; 165; 206; 212-214] обоснована эффективность методик их применения.
Вместе с тем, тренажеры данного класса еще не получили широкого распространения в практике спорта. Их методические возможности изучены применительно к незначительному кругу спортивных специализаций.
Все выше сказанное побудило нас к созданию специального устройства для метателей копья, обладающего свойствами машин управляющего воздействия, т.е. позволяющего регулировать силовое взаимодействие спортсмена со снарядом, подавать срочную объективную информацию о параметрах движений, и к разработке методики тренировки при различных режимах сопротивления устройства.
Объектом исследований являлся учебно-тренировочный процесс метателей копья.
Предмет исследований - особенности совершенствования физической и технической подготовленности метателей копья высокой квалификации в условиях применения ими тренажерного устройства управляющего воздействия.
Цель исследования заключалась в совершенствовании методики тренировки метателей копья высокой квалификации.
- Київ+380960830922