ОГЛАВЛЕНИИ
Введение
Глава I. Естественно - научные основы обучения двигатель ным действиям.
1.1 Методологические особенности исследования движс -ний человека.
1.2 Основные этапы становления теории построения дви -жен ия.
Глава 2. Особенности обучения спортивным движениям (на примере бега с низкого старт).
2.1 Показатели технического мастеретва.
2.2 Методологические аспекты совершенствования дви -жений.
2.3 Возрастные особенности движений.
2.4 Особенности обучения бе«у на короткие дистанции.
Глава 3. Цель, задачи и методы организации исследова -
ния.
3.1 Цель и задачи.
3.2 Гипотеза исследования.
3.3Методы исследования.
Глава 4 Биомеханические характеристики низкого старта.
4.1 Временные характеристики низкою старта у школьников 10-17 лет.
4 2 Время стартовой реакции у дет ей и подрост кок 10 -
4.3 Изменение времени опоры на две колодки у дезой и подростков. 57
4.4 Изменение времени опоры на одну колодку. 62
4.5 Возрастные изменения скорости бега на первых трех метрах стартового разгона. 67
4.6 Изменение общего времени стартовых действий с возрастом. 71
4.7 Распределение времени опоры на стартовые колод -ки как показатель формирования структуры двигательного действия. 75
Заключение 84
Выводы 85
Список литературы 87
11риложсние ^8
I
►
К.
4
Введение
Основные компоненты концепции исследования
Актуальность диссертационного исследования определяется высокой научной и образовательной значимостью педагогических знаний о движущих силах развития детей и подростков. Изучение закономерностей формирования биомеханической структуры под влиянием срсдовых и генетических факторов в ходе обучения является важной и перспективной областью биомеханики, теории и методики физической культуры. Закономерности освоения двигательных действий используются в качестве естественно-научной основы для большинства теорий обучения. Отсутствие общепризнанной теории в этой области свидетельствует о недостаточной разработанности этого важного раздела педагогической науки. Особенности формирования биомеханической структуры двигательных действий под влиянием возрастных и средовых факторов является важным условием решения актуальной и в то же время весьма сложной проблемы - закономерностей развития детей и подростков в ходе обучения.
Актуальность темы исследования подтверждается ее соответствием сводному плану НИР Госкомспорта РСФСР на 1990-95 гг., а также сводному плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1996 г., направление 2 ("Человек в экстремальных условиях двигательной деятельности") тема 02.03.01 ("Исследование возрастных и индивидуальных особенностей формирования биомеханической структуры движений").
Сутью стратегии исследования составляет предположение, что содержание двигательных действий человека обусловлено сложным взаимодействием генетических социальных факторов. У новичков ориентировочную основу
5
двигательного действия в значительной степени составляет информация, поступающая из внешней среды, а средствами ее реализации являются, главным образом, врожденные координации работы мышц. Опытные спортсмены ориентируются на внутреннюю двигательную структуру, сформированную под влиянием двигательной задачи, выполнение которой осуществляется посредством приобретенных двигательных координаций в ходе обучения с позиции биомеханики. Результатом учебно-тренировочного процесса является структура двигательного действия, обеспечивающая как приращение двигательных качеств, так и формирование двигательных навыков. Направленное развитие целостного двигательного действия, сопровождающееся изменением (совершенствованием состава и связей между его компонентами) называется прогрессирующей биомеханической структурой (И.М. Козлов, 1998).
Предметная область диссертационного исследования включает определение значения и вклада возрастных и средовых (методики обучения) факторов в становление прогрессирующей биомеханической структуры движений.
Объектом исследования являлись двигательные действия (бег с низкого старта) детей и подростков 10- 18 лет. Возрастные границы обусловлены положением о приеме в специализированные детско-юношеские спортивные школы по легкой атлетике, во-первых, и пребыванием детей в общеобразовательной школе, во-вторых.
Закономерности развития прогрессирующей биомеханической структуры - направленного развития целостного двигательного действия, сопровождающиеся эволюционным изменением (совершенствованием) состава и связей между ее компонентами - составляет научный результат, теоретическую значимость исследования.
6
Глава 1
ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.
1.1. Методологические особенности исследования движений человека в онтогенезе.
Решение проблем, определяющих содержание, организацию и обучение двигательным действиям, предполагает согласование и интеграцию, гуманитарного и естественнонаучного подходов. Результаты такого объединения являются методологической основой теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Конкретный фаюический материал, накапливаемый в смежных научных дисциплинах, требует осмысления с педагогических позиций. Интеграция их является одной из основных задач спортивной науки. Объективная тенденция усиления дифференциации создает реальную опасность разобщения разных дисциплин, разрабатывающих проблемы физической культуры, а также ослабления связей между ними. Однако сложность изучаемых объектов (двигательных действий) такова, что для их познания требуется объединение научных подходов и усиление связей между ними. Системные исследования оказываются той главной силой, которая противостоит не только дроблению теории и методики физической культуры, но благодаря взаимодействию смежных направлений обеспечивает более глубокое приращение знаний в каждой из них. Прирост интенсивного накопления фактов в биомеханике спорта закончился, их дальнейшее увеличение не приводит к новому знанию. Па современном этапе становится актуальной проблемой интеграция знаний, изучение целостности предметной области исследования.
7
Двигательный аппарат человека представляет собой сложную многозвенную систему со многими степенями свободы, целенаправленное движение которой осуществлено не менее сложным и, весьма, совершенным управляющим устройством. Органы движения формировались в течение многих миллионов лет эволюции; тогда как факторы социальной природы проявляют себя, главным образом на протяжении индивидуальной жизни в ходе онтогенеза. Количественное и качественное различие характера природных и социальных факторов, определяющих жизнедеятельность человека, обусловливает чрезвычайную сложность предметной области исследований двигательного поведения человека, в частности, проблемы интеграции врожденных и приобретенных координаций.
Некоторые специалисты считают, что периодизация двигательной функции, последовательность наступления сенситивных периодов развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) определяются в большей степени генетической программой. Другие - отдают преимущество социальным условиям и факторам окружающей среды. Однако никто не сомневается в том, что как биологическая, так и социальная программа развития человека являются неотъемлемыми условиями обеспечения его жизнедеятельности. Педагогическая задача состоит в согласовании биологической и социальной программ для обеспечения гармоничного развития человека. Научная задача заключается в исследовании механизмов согласования социальных условий жизнедеятельности человека с генетической программой его развития. Разработка этой задачи тормозится из-за отсутствия надежных и доступных способов ее решения.
Процесс развития и формирования двигательной функции настолько сложен и разнообразен по форме и содержанию, что его невозможно изучить с достаточной полнотой, применяя какой-либо один метод исследования. Для анализа микроэволюцнонных процессов, протекающих в ходе онтогенеза под
8
влиянием обучения, существует множество экспериментальных методик, включающих регистрацию биомеханических, физиологических, а также психологических характеристик двигательных действий человека.
Морфологическая и функциональная целостность двигательной активности основана на взаимосвязи и взаимодействии ее элементов. Формой существования этой целостности является биомеханическая структура. Этапы онтогенетической эволюции (развития) дополняют друг друга, предыдущие этапы служат основой для последующих. В ходе формирования биомеханической структуры, происходит ее интеграция, установление более тесных связей между ее компонентами. В биологии различают корреляции и координации. В соответствии с этим взаимозависимость между центральными и периферическими механизмами построения движений, когда изменения в одних компонентах приводят к изменениям в других, можно назвать корреляцией, а связи между ними - коррелятивными. Это связи между биомеханическим свойством мышц по типу "сила-скорость", между механическими свойствами двигательного аппарата "межзвенный угол - плечо силы тяги - длина мышцы" и т.д.
Координации - это согласование функциональной активности компонентов двигательной функции для достижения двигательной цели; их основу составляют такие механизмы как временная связь, доминанта, реципрокная иннервация и.т.д.
В процессе эволюции наблюдается постепенное сокращение детерминирующей роли физико-химических факторов внешней среды в индивидуальном развитии и увеличение роли социально-экономических факторов развития. Повышение устойчивости индивидуального развития делает его более независимым от сбивающих влияний внешней среды. Процесс сокращения детерминирующего значения природных факторов внешней среды и увеличения влияния внутренних факторов называется автономизацией онтогенеза. Для реализации наследственной программы требуется минимум внешних условий. Та-
о
кое развитие, когда внешняя среда выступает в роли пускового механизма называется авторегуляторным. Лвторегуляция обеспечивает устойчивость онтогенеза: происходит замена внешних факторов регуляции на внутренние.
Решение проблемы прогрессивного развития биомеханической структуры спортивных движений необходимо для понимания организации двигательного поведения человека, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, в том числе для обоснования критериев эффективности спортивной техники и развития двигательных качеств. Критерием прогрессивного развития в общем виде является степень организованности жизнедеятельности биомеханической системы. Точные критерии выделить трудно, положится на одни или группу однородных критериев нельзя. Необходимо учесть число частей и их дифференциацию; объем перерабатываемой и запасаемой информации, степень автономности механизмов регуляции (врожден-ные и приобретенные координации). Существуют более 40 критериев высоты организации. Эти критерии группируют по категориям системных, энергетических, экологических, информационных. В последнее время распространяется точка зрения, что о повышении организации можно судить по возрастанию степени целесообразности индивидуальных систем.
Основные формы прогрессивного развития: неорганический прогресс, биологический, морфофизиологический, биотехнический. Неорганический прогресс - это наиболее общая форма эволюции, это развитие простейших живых существ до человеческого общества. Прогресс достигается как усложнением, так и упрощением организационно-двигательных действий.
Биотехнический прогресс выражается в возникновении биотехнического совершенства природы. В процессе эволюции наблюдается дифференциация, централизация органов и функций, в результате чего происходит как бы увеличение, усиление, ускорение "выполнения" всех жизненных отправлений (Как будто бы природа следует Олимпийскому девизу: быстрее, выше, силь-
10
нес). Основными критериями считают энергетические показатели организма (КПД).
Отдельные формы эволюционного прогресса выступают не изолированно, а находятся в сложном взаимодействии. Часто трудно вычислить "чистый" результат той или иной формы прогресса, что обусловлено сопряженностью ^ их действия в ходе эволюции и общностью движущих сил - эволюционных
факторов. Переход от биологической формы жизни к общественной, стал доступен только человеку. Достижение изумительных результатов в организации социальной жизни человека произошло благодаря организации его нервной системы (индивидуальное обучение).
Сравнивая облик людей, живших 20-30 тысяч лет назад, нельзя обнаружить существенных различий с современными людьми, однако, различия в * культуре велики - это социальная программа развития. Вся эта сумма знаний
передается по наследству "не автоматически, а путем обучения". Путем наследования приобретенного знания осуществляются социальное развитие, закономерности которого оказываются совершенно иными, нежели закономерности биологической эволюции.
Уже после рождения у человека имеются приспособительные механизмы двигательных координаций. Задолго до рождения, у эмбриона человека обнаруживаются сосательный и жевательный рефлексы. Имеющийся фактиче-ский материал свидетельствует о том, что на ранних этапах онтогенеза обнаруживаются целостные приспособительные движения, характеризующие пластичность врожденных двигательных программ и двигательных актов (A.A. Маркосян, 1969;И.Л. Аршавский, 1975;Е.Ю. Вахромеева, 1980).
У детей в возрасте 5-12 лет отчетливо нарастает (на 60-70%) количество мотонейронов, вовлекающих мышцы в двигательную реакцию (В.Г. Яков-♦ лев, 1981). В этот период ЦНС имеет огромный набор врожденных двигатель-
ных программ, каждая из которых представляет автономную двигательную
- Київ+380960830922