Ви є тут

Комплексное вариативное использование внешних сил управляющего воздействия в тренировочном процессе метателей диска

Автор: 
Алагиров Арсен Кимович
Тип роботи: 
Дис. канд. пед. наук
Рік: 
2001
Артикул:
374
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 4
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1 Проблемы совершенствования двигательных действий
метателей диска............................................ 9
1.2. Физическая подготовка метателей диска..................... 19
1.3. Технические средства и тренажеры, применяемые для метателей 24
1.4. Вариативность в подготовке метателей...................... 36
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
11.1. Задачи исследования...................................... 44
11.2. Методы исследования...................................... 44
11.3. Организация исследования................................. 46
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
III. 1. Конструкция и принцип работы тренировочного устройства для метания диска.............................................. 53
111.2. Особенности проявления двигательных характеристик метателями диска (безразрядниками) при различных режимах внешнего силового воздействия.................................. 62
111.3. Особенности проявления двигательных характеристик метателями диска II разряда при различных режимах внешнего силового воздействия .......................................... 67
111.4. Сравнительный анализ биомеханических параметров метания диска в возрастающе-убывающем режиме внешнего сопротивления
в зависимости от уровня квалификации (поисковый эксперимент).... 71
111.5. Сравнительный анализ биомеханических параметров метания диска в режиме убывающего сопротивления с переходом на возрастающее облегчение в зависимости от уровня квалификации (поисковый эксперимент)........................................ 73
3
III 6. Сравнительный анализ биомеханических параметров метания диска в режиме инерционного маховика в зависимости от уровня
квалификации (поисковый эксперимент)........................... 75
III 7. Сравнительный анализ биомеханических параметров метания диска в режиме убывающего облегчения с переходом на возрастающее сопротивление в зависимости от уровня квалификации (поисковыйэксперимент)........................ 75
111.8. Сравнительная характеристика биомеханических параметров метания диска с места в режиме инерционного маховика в конце основного педагогического эксперимента..................... 78
111.9. Изменение биомеханических параметров метания диска в режиме инерционного маховика за время основного педагогического эксперимента............................ 82
111.10. Прирост результатов в контрольных упражнениях за время
основного педагогического эксперимента..................... 82
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
IV. 1. Об условиях реализации различных переменных
сопротивлений и вариативном их применении...................... 87
IV.2 Биомеханические характеристики, проявленные спортсменами ( безразрядником и второразрядником) при имигации метания диска
с места при различных режимах сопротивления.................... 90
IV. 3. Обсуждение результатов основного педагогического
эксперимента............................................... 94
ВЫВОДЫ......................................................... 97
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ..................................... 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 99
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................... 122
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Поиск резервов повышения эффективности педагогического процесса в области физической культуры и спорта является основной целью многочисленных исследований в этой области человеческой деятельности. Однако результаты этих исследований могут быть использованы лишь при условии улучшения сбора и переработки информации о характеристиках движений и состояния занимающихся. При этом возникает необходимость повышения уровня естественно-научных знаний педагогов и тренеров физической культуры и спорта и овладения навыками обращения с современными техническими средствами и тренажерами.
Многие ученые в области физической культуры и спорта в своих трудах уделяли большое внимание исследованиям процесса обучения и совершенствования двигательных действий в сочетании с законами теории управления и требованиями дидактических принципов (5, 6;, 20-24; 40-42, 46, 84; 47, 66, 68; 66, 68; 40, 44, 45, 50, 51; 56; 58, 222, 223; и др.).
Одним из основных вопросов в теории и практике технического совершенствования, по мнению ряда специалистов (3, 100, 161, 193; 13-15, 108, 195; 25, 63, 64, 126, 205; 24, 28, 206; 82, 83, 177; 85-87, 226; и др.), является непрерывное согласование изменяющихся вследствие тренировочных воздействий компонентов физической подготовленности и умений использовать состояние этой подготовленности в конкретных целенаправленных действиях.
В.В. Петровский (55) и др. первоочередной задачей спортивной тренировки считают образование эффекта тренировочной нагрузки. Биологической основой тренировочного эффекта является адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки. При этом выделяются механизмы срочной и долговременной адаптации. Срочная
адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими как ответные реакции организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды и имеет определенные свойства:
- возникает при непосредственном внешнем воздействии определенного характера, как только устраняется вызвавшее ее обстоятельство, тот час же исчезает;
- характер и интенсивность адаптационной реакции точно соответствует характеру и силе внешнего воздействия;
- срочными изменениями организм способен отвечать только на те внешние воздействия, которые по своему характеру, силе и времени действия не превышают физиологические возможности организма (55).
Долговременная (кумулятивная) адаптация характеризуется приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Приспособительные изменения, происходящие в организме спортсменов в процессе тренировки, имеют две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии происходит приспособление организма к физическим нагрузкам конкретной направленности, интенсивности и объема, происходит выработка его системами адекватных реакций на раздражители. Во второй стадии адаптации, при регулярном повторении одних и тех же внешних воздействий, наступает устойчивое состояние и их стабилизация, считает Н А. Бернштейн
(5).
Накопленный опыт и результаты спортивной тренировки (8; 10, 17, 118; 9; 31, 132, 37, 38, 140, 141, 211, 212; 40; и др.) свидетельствуют о том, что традиционные тренировочные средства, использующиеся спортсменами высокой квалификации, со временем не приводят к улучшению спортивных результатов, к приросту' возможностей организма в виду исчерпывания его адаптационных ресурсов, высокой степени приспособления на
6
предшествующих этапах, а также в результате противоречия между возрастающим мастерством в выполнении специальных упражнений и уменьшающимся эффектом их воздействия.
Так, по мнению Б.Бутенко (104, 22), упражнения с отягощениями, в основном со штангой (жим лежа, приседания, рывок и толчок), при значительном внимании к ним, улучшают силовые показатели, но имеют низкий процент переноса качеств в связи с большим отличием их от пространственных характеристик соревновательного движения.
Назревшая необходимость решения вопросов, связанных с повышением уровня физической подготовленности и совершенствованием технического мастерства, приводит исследователей (1, 2, 82, 93; 201; 120-123, 203; 237, 244; 215; 58, 153, 163, 175; 91, 149, 181-185, 229, 230; 93; и др.) к поиску новых путей применения различного рода нетрадиционных технических средств обучения.
В свое время И.П. Ратовым была выдвинута теория об “искусственной управляющей среде”. Развивая далее эту теорию, Ю Т. Черкесов со своими учениками создал новый класс технических средстз - “Машины управляющего воздействия”, которые обеспечивают эффективное освоение и совершенствование двигательных действий при помощи управляемых режимов сопротивления и облегчения
Не умаляя значения и эффективности применения машин управляющего воздействия для реализации погенциачьных возможностей занимающихся, следует отметить, что некоторые из них обладают определенными недостатками. Подобные наблюдения побудили нас к совершенствованию методики тренировки метателей диска на основе применения комплексного вариативного использования различных управляемых сопротивлений, создаваемых более совершенной технической разработкой
Объектом исследования являлась система подготовки метателей диска.
7
Предмет исследования - процесе совершенствования двигательных действий в метании диска в условиях взаимодействия спортсмена с внешней предметной средой, создающей управляемые сопротивления.
Цель исследования - разработать технологию тренировки метагелей диска с использованием управляющих внешних силовых воздействий.
Гипотеза. Предполагалось, что технология тренировки метателей диска в условиях комплексного вариативного использования внешних сил управляющего воздействия эффективнее традиционной.
Научная новизна:
1. Осуществлена модернизация инерционного тренажера для метателей: он адаптирован к условиям метания диска и позволяет дифференцированное нагружение мышц нижних конечностей и верхнего плечевого пояса спортсмена в процессе выполнения метательного действия.
2. Установлено, что использование предложенного устройства позволяет по-разному варьировать акценты проявления биомеханических характеристик на различных участках метания диска.
3. Впервые разработана технология тренировки спортсменов -метателей диска в условиях комплексного вариативного использования управляемых режимов сопротивления и обоснована ее эффективность.
Теоретическая значимость. Результаты исследований углубляют знания в области физической культуры и спорта по применению тренажеров, машин управляющего воздействия и вариативного использования различных режимов сопротивления.
Практическая значимость. Установленные особенности проявления двигательных характеристик в условиях комплексного вариативного внешнего силового воздействия открывают новые ориентиры для эффективного управления тренировочным процессом метателей диска. Методика комплексного вариативного применения управляемых
сопротивлений может эффективно использоваться спортсменами различного уровня подготовленности в метании диска.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Инерционный тренажер для метателей, адаптированный к метанию диска, позволяющий дифференцировать переменные сопротивления мышцам нижних конечностей и плечевого пояса при выполнении финальной части соревновательного упражнения.
2. Особенности проявления относительных и абсолютных значений двигательных характеристик в метании диска с места, обусловленные регулирующим воздействием управляющих режимов сопротивления и уровнем подготовленности метателей.
3. Методика тренировки метателей диска в условиях комплексного вариативного использования управляемых режимов сопротивления.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 126 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. В тексте диссертации 10 таблиц и 12 рисунков. Список литературы включает 259 источников, в том числе 15 на иностранном языке.
9
ГЛАВА І. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1Л. Проблемы совершенствования двигательных действий
метателей диска
На современном этапе трудно представить увеличение уровня спортивных достижений без научно обоснованного подхода к процессу совершенствования подготовки спортсменов.
Изучение вопросов двигательной деятельности и физических способностей издавна привлекали внимание исследователей (4; 5; 6; 8; И; 12; 14; 15; 22; 23; 25-30; 33; 34; 35; 37; 46; 47; 48; 50; 51; 61; 63; 64, 68, 71-74; 81; 83; 85; 86; 88; 89; 92; 206; 222; 226; 250; 252; 253; 257; 258; и др.), совершенствуя методику обучения двигательным действиям, изучая регуляторный механизм движения и понятийный аппарат.
Обучение двигательным действиям является важной частью любого педагогического процесса, базирующегося на общих дидактических принципах, которые имеют в области физической культуры и спорта специфические особенности (66, 136), не исключая при этом существующие общие принципы, закономерности, определяющие критерии целесообразности в организации и совершенствовании движений в каждом конкретном случае.
Двигательная деятельность, по мнению Ю.В.Верхошанского, это “упорядоченная в пространстве и времени система операций, ориентированная на достижение конкретной цели” (15, 5); в то же время движение является объектом, на который “прямо или косвенно направлен комплекс тренирующих воздействий” (14, 8).
В ряде специальных научных источников нередко физические способности отождествляются с физическими качествами (12, 28) и двигательными навыками (12; 72).
10
Давая характеристику двигательным действиям, Д. Д Донской считает, что это "объединение множества частных движений”, при этом двигательная деятельность отличается чрезвычайной “способностью к функциональной перестройке и накоплению форм поведения” (20, 98).
Автор дает определение понятию “система” и выделяет основные ее особенности: система, как единое целое, закономерно объединяет в определенном порядке разнородные составные части (элементы), которые взаимно связаны и взаимодействуют друг с другом. Все эти признаки характерны для любой системы движений и, в частности, для спортивных движений (22).
Двигательные действия метателя диска представляют собой сложную динамическую систему (65, 116), гребующую более эффективного
использования всех имеющихся факторов, средств, методов, условий (17). 11а определенном этапе учебно-тренировочного процесса возникает необходимость использования тренажерных устройств (33), которые позволяют более качественно регулировать планируемые физические нагрузки, овладевать современной спортивной техникой и совершенствовать ее.
Обучение движениям, по мнению некоторых специалистов (7), прежде всего, управленческая задача. При организации управления движениями важную роль играет использование таких особенностей двигательной задачи, которые могут упростить управление: уменьшить число управляемых эффекторных параметров и упростить обработку поступающей афферентации. В обеспечении этой работы важную роль играет функциональные синергии - совокупность однозначно функционирующих элементов кинематической цепи контура управления двигательным актом. Число синергий не велико, однако их комбинации охватывают почти все многообразие произвольных движений. Поэтому обучение движениям состоит в выработке соответствующих синергий, уменьшающих число параметров управления.