ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ГЕНЕЗИС ПОЭТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА
1.1 Зарождение искусства поэтического слова......13
1.2 Усиление роли звучащего слова в массовом действе:
от фараонов до якобинцев......................30
1.3 Предтечи праздника: Древняя Русь.............43
1.4 Литературные объединения и публичные чтения:
Россия XIX - начало XX вв.....................64
ГЛАВА ВТОРАЯ.
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПОЭЗИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
2.1 Место поэтического праздника в праздничном пространстве..................................82
2.2 Звучащее поэтическое слово как средство нравственно-эстетического воспитания..........99
2.3 Современные поэтические праздники:
специфика и перспективы......................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................131
2
Введение.
Тема исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции.
Актуальность темы. Звучащее поэтическое слово -неотъемлемая часть культуры и искусства. Возникнув в глубокой древности, оно живёт и сегодня в самых разных сферах - на массовом народном гулянье, в театре и на эстраде, на радио и телевидении... О его востребованности можно судить и по такому явлению, как поэтические праздники.
Они проходят в пушкинском Михайловском и лермонтовских Тарханах, блоковском Шахматове и есенинском Константинове, других заповедных местах, связанных с именами русских поэтов. Тяга людей к звучащему поэтическому слову подтверждается и появившимися сравнительно недавно, но уже ставшими традиционными, ежегодными праздниками - Алексея Фатьянова в Вязниках Владимирской области, Евгения Маркина в деревне Клетино на Рязанщине... В последние годы на рязанской же земле, в поселке Пителино, на родине Бориса Можаева, начали проводиться многолюдные, под открытым небом, «можаевские дни». На них вместе с прозой выдающегося писателя звучат стихи российских поэтов.
Поэтический праздник - один из факторов развития культурной и общественной жизни. Трудно переоценить его социальную значимость. Он притягивает к себе массу людей, поскольку, как и любой вид праздника (народное гулянье, карнавал и т.д.), представляет собой контраст будничному течению жизни: на время праздника люди переносятся в другой, непохожий на обычный, мир, который настраивает их на особое эмоционально-художественное осмысление событий. Праздник обращён к широким массам, и есть их ответное желание, как писал A.B. Луначарский, «откликнуться всем
3
практически отсутствует своя теория, а сложившиеся на практике положения должны быть научно осмыслены. Данные, представленные в работе, можно применить в учебном процессе в институтах и училищах культуры и искусства, а также в практической деятельности профессионалов культуры - организаторов, сценаристов, режиссеров— постановщиков праздничных действ.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была допущена к защите на кафедре теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Основные положения работы обсуждались на научно-практических конференциях молодых учёных в АПРИКТ, Рязанском областном научном центре народного творчества, на заседании кафедры режиссуры Рязанского заочного института культуры Московского Государственного университета культуры и искусства, на занятиях со студентами этого вуза, а также Рязанского областного училища культуры, применялись в их практической работе, получили отражение в ряде публикаций в научных изданиях, средствах массовой информации
Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.
12
ГЛАВА І
Генезис поэтического праздника
1.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА.
Главный «строительный материал» поэтического праздника-стих как особая система художественной речи. Если кратко сказать об отличии стихов от прозы, то это основные стихотворные средства выражения -ритм (общая упорядоченность звукового строения речи) и рифма (созвучие концов стихов или полустиший). Но каковы первопричины появления поэтического слова, его развития, становления, его жизненной необходимости сегодня?
Все началось еще в первобытные времена.
Наблюдая за жизнью природы (смена времен года, дня и ночи, ежегодное весеннее обновление природы, осеннее созревание плодов и т.д.) древний человек стал применять явление ритма в своей жизни. В совместной работе, используя повторяющиеся движения, восклицания, хлопки и т.д., которые помогали упорядочить трудовой процесс, сделать его эффективнее. В хороводных песнях-играх, для которых характерен синкретизм - слитность, иерасчлененность пляски, пения, музыки, повторяющихся ритмических движений, слов и элементов слов, восклицаний... В первобытном синкретизме слово было только опорой напева, иногда это было даже не слово, а, как уже говорилось выше, восклицание. Главную роль играл ритмический распорядок.
Со временем для еще большего упорядочения звуковой
формы потребовалось созвучие - в восклицаниях, элементах слов,
словах. Рифма способствовала усилению смыслового значения слов.
На это обратил внимание академик В. М. Жирмунский в своём труде
«Теория стиха»: «Объединяя одинаковым созвучием два разных
13
- Київ+380960830922