Ви є тут

Становлення і розвиток вітчизняної експериментальної психології (на матеріалі Південноукраїнського регіону).

Автор: 
Акімова Лариса Наумівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U000294
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Мировоззрение ученого и направление научного поиска

Понятие времени есть одно из основных научных эмпирических обобщений. Если оно и не было открыто научным мышлением, то в течение нескольких тысяч лет проверяется и обрабатывается научным опытом, наблюдениями, мыслью. Интерес к вопросам, связанным с проблемой времени, в течение последних ста лет находится в сфере постоянного внимания философов, историков, физиков, биологов, социологов, культурологов, психологов. В современной науке проблема времени приобретает все большую актуальность и популярность. С 1960 г., когда был проведен первый международный симпозиум по биологическим часам, свой отсчет времени в качестве самостоятельного и единого научного направления начала биоритмология, изучающая общие закономерности временной организации живых систем. В конце 60-х годов Нью-Йоркская академия наук провела международную конференцию "Междисциплинарные перспективы времени". По предложению американского ученого Дж. Фрейзера на этой конференции было организовано международное общество по изучению времени, первым президентом которого стал известный английский космолог и астрофизик Дж. Уитроу. В 1979 г. общество получило международное признание.
Современному уровню научных знаний о природе и обществе соответствует представление о том, что временные закономерности различных процессов обусловлены объективными характеристиками. Устанавливающаяся связь наук предприняла попытку установить и их связь с хронологией, так как поток времени, вынесший нас в мир современности, является единым и непрерывным. Хронологическое время, отражающее равномерные циклические процессы в физических объектах, является условной мерой для развивающихся систем. Это представление о времени переносится не только на динамику социальных процессов, но и на динамику личностного развития, развития отдельных психических процессов. Время в восприятии, в сознании, в переживании человека имеет те же свойства, что и время, присваиваемое физическим объектам.
Такая точка зрения существовала далеко не всегда. На протяжении всей истории представлений о времени констатируется борьба двух противоположных тенденций [32, 37, 86, 143, 161, 164, 167]. Одна их них признавала за субъективным или психологическим временем собственные временные свойства, другая их полностью игнорировала. В этой связи постоянно возникал вопрос, обладает ли субъект собственными временными свойствами, отличными от временных свойств, которые фиксирует равномерно текущее хронологическое время?

2.1. Вопрос о природе времени. Нативизм и генетизм

В каждой науке существуют проблемы, которые всегда остаются главными, основными. Вокруг них группируется множество других проблем. Изменение точек зрения на них вызывает переворот в различных областях науки, влечет за собой пересмотр целого ряда вопросов и общепринятых воззрений. В числе таких основных проблем в психологии - проблема развития, проблема детерминизма и проблема времени. Возможно, многие скептики с недоумением спросят, почему проблема времени находится в одном ряду с проблемой развития и детерминизма, и попытаются опровергнуть ее место в ряду приоритетных проблем психологии. Их внимание мы хотим ненадолго сфокусировать на истории развития философии и естественных наук, а именно, на следующих фактах. Осмысление проблемы пространства и времени в математике привело И. Ньютона к созданию классических законов механики, И Канта - к созданию космологической теории, А. Эйнштейна - к созданию теории относительности. Новое осмысление понятия времени привело к включению в систему методологии науки принципа историчности, повлекшего за собой разработку различных эволюционных учений [32, 57, 84]: разработку теории эволюции органического мира и периодизацию его развития в геологии, геохимии, минералогии; разработку теории эволюции животного и растительного мира и периодизацию роста растений в естественных и искусственных условиях в биологии; историю и историческую периодизацию вида Homo Sapiens в антропологии; разработку теории развития общественной жизни в социологии, истории культуры в культурологии. Что же касается истории философии, то для всех очевиден факт, что так называемому вопросу происхождения "идеи времени" всегда уделялось большое внимание. Он был предметом спора в гносеологии, так как отрицание объективности пространства и времени вело к логическому отрицанию объективности истины, а, следовательно, и научного познания. Этот гносеологический спор об объективности и априорности "форм интуиции", которыми явились пространство и время, получив свою кульминацию у И. Канта, находит свое продолжение в психологическом споре об их врожденности. В психологии он приобретает свою силу в противостоянии нативизма и генетизма и касается вопроса фундаментальности основных "форм интуиции".
Нативисты считали, что свойства пространства и времени присущи изначально всем ощущениям и являются врожденными. Они так же просты и неразложимы, как качества звука и цвета. Генетисты находили эти свойства сложными, разлагаемыми на составные элементы, которые совсем не имеют ни пространственных, ни временных характеристик. Нативизм считал пространство и время фундаментальными образованиями, заложенными в физической организации человека. Генетизм считал их менее фундаментальными, зависящими от индивидуального опыта.
Таблица 2.1
Основные свойства ощущений
Нативизм Генетизм Интенсивность Интенсивность Качество Качество Протяженность (длительность) ----------- Пространственность -----------
Противостояние нативизма и генетизма в вопросе о количестве основных свойств ощущений было разрешено по инициативе О. Кюльпе. Протяженность и длительность были признаны основными свойствами ощущений наряду с интенсивностью и качеством [25].
В этот же период большое место стало уделяться эволюционному учению о психике и историческому развитию сознания в сравнительной психологии и зоопсихологии, теоретической психологии [114, 121]. Пионером в России в во