Глава 2
СОБЫТИЙНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ИЗМЕНЕНИЯ
Личностное изменение как процесс неразрывно связано с понятием психологического
события. В соответствии с этим ниже мы рассмотрели его содержание. В частности,
на основе ряда специальных исследований показано, что феноменологически оно
может быть ассоциировано в сознании субъекта с такими психологическими
коррелятами, как «случайность» и «критическая точка», а также «шок»,
«растерянность», «неопределенность», «разрушение наличного «Я»-образа личности»
или «ошибка». Содержательно психологическое или жизненное событие
интерпретируется в качестве ключевого момента в жизни человека, который
позволяет судить о наступлении фазы генерирования новых оснований, с которыми
идентифицируется личность, периода ее новых возможностей. Все из перечисленных
признаков наиболее полно отражены в понятии переходной формы.
2.1. Жизненное событие как переходная форма в процессе личностного изменения
Выше мы выдвинули гипотезу о том, что общенаучные понятия хаоса и случайности
могут быть включены в качестве конституирующих признаков таких психологических
понятий, как «критическое событие», «переходная форма», «шок», растерянность»,
«неопределенность», «разрушение наличного «Я»-образа личности». Для ее проверки
мы проанализировали понятия «критическое событие», «переходная форма» и
«неопределенность».
Обратимся к анализу понятия «событие». Существует целый ряд дефиниций этого
понятия, классификаций видов и типов событий в жизни личности. Так, сам термин
«событие» варьируется в сочетании с разными определителями. Среди таких
вариаций – «жизненное событие» (или life-change event) – наиболее
распространенный термин; также «биографическое событие», «критическое событие»
(critical event), «поворотный пункт (turning point), «событие среды», «событие
внутренней жизни», «богоявление» (epiphany) [4; 27; 46; 108]. Далее термин
«событие» будет употребляться нами в наиболее распространенных вариантах –
«жизненное событие» или «критическое событие».
Если анализировать содержание понятия «жизненное событие», то здесь также
обнаруживается несколько трактовок. Событие определяется как со стороны внешних
условий, так и внутренних. С.Л. Рубинштейн связывает его с поворотным этапом
жизненного пути человека, обусловленного принятием важных решений [108]. При
этом, если С.Л. Рубинштейн полагает в основу события внутренний процесс, то
Б.Г. Ананьев – внешний, отождествляя его с теми внешними обстоятельствами,
которые обусловливают поступки и действия человека, превращающиеся в свою
очередь в новые обстоятельства [4].
А.Ф. Бондаренко определяет событие как необходимый внешний, материальный,
бытийный коррелят переживания, его онтологическую предпосылку, связанную с
изменением стабильности личности. Он отмечает, что «в качестве онтологической
предпосылки переживания мы выделяем совокупность обстоятельств, приводящих к
событию, – то есть к изменению status quo некоторой реальности, будь то
вещественной и тогда это – ситуация, или же идеальной (знаково-образного
генеза), и тогда это – идеогенез. Если же ситуация есть вещественное событие
изнутри обстоятельств, то переживание есть психическое событие изнутри субъекта
деятельности, связанное с попытками овладеть ситуацией, трансформировать ее или
самое себя в ней» [12, с. 101]. В одном из последних своих трудов
А.Ф. Бондаренко пишет: «Событие – это всего лишь внешнее выражение глубинных
течений, скрытых пружин поступков» [14, с. 150]. Отсюда следует, что событие -
это возможность овладеть собой через собственную внешнюю проекцию.
Эта позиция созвучна пониманию события Р. Лазарусом [254; 256]. Он
подразумевает под ним ситуацию, в которой внешние и внутренние требования
превышают границы адаптивных возможностей индивида или социальной системы и
требуют выработки новых. Заметим по ходу изложения, что Р. Лазарус и Р. Лонье
[255, с. 321] определяют понятие требований и ресурсов следующим образом:
«Средовые требования есть внешние события, которые создают необходимость для
выработки адаптивных возможностей, приводящих в случае неудачного реагирования
к негативным последствиям. К внутренним требованиям относятся цели, ценности,
значимости, программы или задачи, приобретенные индивидом (социальной или
биологической системой). Их разрушение или пренебрежение к ним также приводит к
негативным последствиям. Адаптивные ресурсы – это свойства системы, обладающие
потенциальной возможностью соответствовать предъявляемым требованиям и таким
образом предотвращать негативные последствия...» [255, с. 321].
По мнению Н. Дензин [185], жизненное событие – это возможность оценить
обстоятельства по-иному. Эта фундаментальная реориентация может занять как
отдельные минуты, так и дни, и месяцы. Жизненные события, как отмечает данный
автор, существенно отличаются от стрессоров, потому что они имеют символическое
значение.
В свете вышеизложенных точек зрения под жизненным событием мы склонны понимать
определенное сочетание внешних и внутренних условий жизни человека, которые
требует от индивида актуализации таких его возможностей, которые превышают
уровень имеющихся в наличии.
Правомерность данного рабочего определения подтверждается в классификации типов
жизненных событий. Таких существует несколько. Для примера приведем типы
событий из классификаций Р.Биэрнаки [152], Х. Эба [193] и Р. Лазаруса [254].
Одним из типов, согласно данному автору, является событие – «последняя капля»
(«Last straw») – «накопление негативного опыта, сочетанное с особенными
внешними обстоятельствами» [152, с. 49]. Такие события обычно потрясают и
разрушают наличную и перспектив
- Київ+380960830922