РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В работе использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, внутрисемейный метод генетики, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
2.1. Педагогическое тестирование двигательных способностей
В экспериментальном исследовании использовалась система тестов, которая позволила изучить развитие координационных, силовых и скоростных способностей, выносливости, гибкости у сибсов и их родителей.
Использованы общепризнанные тесты, рекомендуемые в ряде публикаций [9, 26, 45, 46, 59] и тесты системы ЕВРОФИТ [19, 120, 128].
Для изучения координационных способностей использовано 11 тестов; челночный бег 4х9,14 м, бег зигзагом типа "конверт", прыжки с "прибавками", два теста на воспроизведение времени (5 и 10 с), тест на оценку воспроизведения мышечного напряжения (контролировалась способность к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений), прямая стойка на одной ноге типа "ласточка", вращение головы в исходном положении "основная стойка" (определялось статическое равновесие), ходьба по прямой лицом вперед с закрытыми глазами на расстояние 15 метров (осуществлялся контроль способности к ориентированию в пространстве). Оценка координированности движений производилась по быстроте освоения сложнокоординационных упражнений.
Оценка силовых способностей производилась при помощи 9 тестов: кистевая динамометрия, динамометрия мышечной силы сгибателей и разгибателей туловища (определялась максимальная сила различных мышечных групп), прыжок в длину с места, метание набивного мяча в положении сидя на полу, метание ядра снизу-вперед и назад через голову, поднимание туловища лежа на полу за время 30 секунд (контролировалась скоростная сила) и вес на согнутых руках (определялась статическая сила мышц верхнего плечевого пояса и рук).
Скоростные способности оценивались по результатам, показанными испытуемыми в трех тестах: беге на 60 метров (определение скорости в целостном двигательном акте), хвате падающей палки (регистрировалась быстрота двигательной реакции), поочередном касании двух дисков (изучалась частота движения руки).
Развитие общей выносливости производилось при помощи 12-минутного теста Купера.
Гибкость изучалась по 4 тестам. Испытуемым предлагали выполнить наклон вперед в положении сидя (определялась активная подвижность. позвоночного столба при выполнении сгибания), отвести вверх-назад гимнастическую палку в положении лежа на животе (измерялась активная подвижность в плечевых суставах при сгибании рук), в положении стоя завести руки назад (определялась активная подвижность в плечевых суставах при отведении и приведении рук), выкрут прямых рук назад (определение подвижности в плечевых суставах при сгибании и разгибании).
Опишем кратко технологию проведения тестов.
2.1.1. Тестирование координационных способностей. Челночный бег 4х9,14 м. Данный тест включен в систему американских президентских тестов [16]. Челночный бег проводился по ровной беговой дорожке. Из положения высокого старта испытуемый пробегал 9,14 метра, брал первый кубик (размеры кубика 5х5х10 см) и переносил его за стартовую линию. Потом бежал в обратном направлении, возвращался со вторым кубиком и помещал его в стартовый полукруг. Всего выполнялась одна попытка. При нарушении правил выполнения тест повторялся.
Бег зигзагом типа "конверт". Тест включен в батарею Тайета и описан польским исследователем Z.Таlаgа [188]. Родителям и их детям предлагали преодолеть полосу препятствий, схематично изображенную на рис.2.1. При выполнении теста участник становился на линию старта около флажка "А". После стартового сигнала из положения высокого старта начинался бег. Маршрут бега с оббеганием флажков В-Е-С-D-Е-А. Бег по описанному маршруту без остановки проводился три раза. После третьего цикла испытуемый касался рукой флажка "А". Это служило сигналом для остановки секундомера. Выполнялась только одна попытка.
D ?? A ??
Старт
Финиш
??E
C ?? B ??
Рис. 2.1. Схема маршрута координационного теста "конверт"
Прыжки с "прибавками". Выполнение теста описано В.П.Платоновым, К.П.Сахновским [70]. Для каждого участника тестирования определялся максимальный результат в прыжках в длину с места (давалось три попытки). Потом рассчитывалось 25% и 75%, максимального прыжка, определялся индивидуальный коридор прыжков с "прибавками". Потом в пределах данного коридора выполнялись прыжки с "прибавками". Подсчет прибавок прекращался, когда испытуемый достигал второй линии или когда в двух прыжках, выполненных подряд, не увеличивал длину прыжка.
Оценка воспроизведения времени. Испытуемым предлагалось выполнить два теста: воспроизведение времени на секундомере длительностью 5 и 10 секунд. Подобные тесты информированы при изучении сенсомоторной координацией человека [35, 63]. Предварительные попытки выполнялись со зрительным контролем. Последующие три зачетные попытки выполнялись без зрительного контроля. Между тестами давался отдых 2-3 минуты. Результатом тестирования являлась средняя ошибка воспроизведении времени в зачетных попытках.
Оценка точности мышечных усилий. Особенности проведения теста описаны в пособиях [13, 15]. Сибсам, родителям и их детям предлагалось воспроизвести на кистевом динамометре заданное мышечное усилие: 5 кг -детям 7-10 лет, 7 кг-детям 11-14 лет, 10 кг-юношам и девушкам в возрасте 15 17 лет и взрослым людям - родителям. После выполнения предварительных попыток испытуемым сообщался результат. Три зачетные попытки выполнялись без зрительного контроля. Для дальнейших расчетов определялась средняя ошибка воспроизведения мышечных усилий в зачетных попытках.
Статическое равновесие но методике Е.Я.Бондаревского. Технология проведения теста описана Б.В.Сермеевым [71]. Его использовали в ряде работ [8, 105].
Участнику тестирования