РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Модели формирования финансовой стратегии предприятия
Переход в экономике от бюджетного финансирования предприятия к самофинансированию привело к тому, что многие предприятия, как субъекты хозяйственной деятельности по разным причинам не могут поддерживать удовлетворительным свое финансовое положение. Осуществляя какие - либо хозяйственные операции, финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, улучшиться или ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является причиной перехода предприятия из одного финансового состояния в другое. Именно это предопределяет необходимость таких потоков хозяйственных операций, которые приводят к улучшению или стабилизации финансовых операций [82, 90].
Управление финансовой деятельностью предприятия - это управление, основанное на формировании стратегических и оперативных целей функционирования, дополненное механизмом согласования текущих и оперативных решений со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии (рис.2.1). Финансовая стратегия промышленного предприятия - это фактически стратегия предотвращения его несостоятельности или даже банкротства [6, 8, 17]. При определении финансовой стратегии необходимо учитывать характеристики финансовых ресурсов, которые включают такой состав, как активы и их состояние, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.
В современной теории и практике финансового управления предприятия, стратегическая цель его функционирования в достаточно полной степени отражается максимальным рыночным курсом акций. С одной стороны, этот показатель является глобальным, а с другой стороны, наиболее полно отражает стратегическое финансовое состояние предприятия [17, 18].
Внутренним интегральным показателем деятельности предприятия, отражающего его состоятельность, является функция полезности, значение которой необходимо оптимизировать.
Достижение оптимума, как в первом, так и втором случае осуществляется на основе разработки мероприятий по эффективному привлечению, использованию и управлению финансовыми ресурсами.
Сформулированные цели должны удовлетворять следующим требованиям [2, 12, 60, 64]: цели должны быть достижимыми; цели должны быть гибкими - оставлять возможность для изменения и корректировки; цели должны быть количественно измеримыми; цели должны быть корректными, т.е. четко фиксированными с определенными сроками и методами их достижения; цели должны быть совместимыми, а это предполагает, что долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные соответствовать долгосрочным; цели должны быть взаимно увязанными и непротиворечивыми.
Планирование финансовых состояний заключается в установлении связи между целями функционирования предприятия и его финансовыми ресурсами. Этот процесс состоит в потенциальном распределении финансовых ресурсов и их сосредоточении на конкретных направлениях деятельности. Решение принимается различными подразделениями предприятия в различные моменты времени на основе финансово-экономического анализа и в зависимости от предполагаемого спроса на производимую продукцию и услуги.
После увязки проблемы с необходимым количеством финансовых средств, а также с другими видами необходимых ресурсов для их освоения (производственными мощностями, персоналом, оборудованием и т.п.) разрабатывается бизнес-план хозяйственной деятельности. Бизнес-план должен включать подробное обоснование необходимости выделения данного объема финансовых средств на основании глубокого анализа возможных объемов сбыта, прогноза цен, уровня инфляции и т.п. [63, 76, 105].
В дальнейшем осуществляется взаимоувязка отдельных финансовых проектов в единый финансовый план предприятия. Основой при его составлении выступает система приоритетов вложений, разрабатываемая на основе целей предприятия. При разработке финансового плана необходимо принять во внимание цели предприятия, временной аспект, в контексте которого разрабатывается финансовый план ограничения на общий объем финансовых средств, а также возможные последствия от мер государственного воздействия на микроэкономические процессы и инфляцию [69, 84, 86].
Как было сказано выше, основной стратегической целью деятельности предприятия является достижение его финансовой состоятельности, которая формально представляется в виде максимизации курса стоимости акций [18].
В соответствии с данной целью стратегическое финансовое управление заключается в приведение системы к такому финансовому состоянию, которое обеспечивало бы предприятию успешную деятельность на рынке ценных бумаг (РЦБ), рынке товаров и услуг, рынке труда. Как известно, на стоимость акций предприятия на РЦБ оказывают влияние как внешние (эндогенные), так и внутренние (экзогенные) факторы [56, 111]. К внешним факторам, влияющим на курс акций относятся: общая ситуация на РЦБ; уровень экономической активности и уровень налогообложения в стране; положение на финансовых рынках страны; макроэкономическая ситуация в государстве; политика правительства в области ЦБ. Внутренние факторы, влияющие на курс акций: результаты финансовой деятельности фирмы (прибыль, рентабельность); виды производимой продукции, предоставляемых услуг; способы производства (технологии, инвестиции); размер дебиторской и кредиторской задолженности; состояние ликвидности капитала; оборачиваемость капитала.
Поскольку предприятие не может оказывать существенного влияния на внешние факторы, то деятельность его направлена на улучшение финансовых показателей.
Центральное место в методологической схеме финансового управления занимает процедура оптимального привлечения и распределения финансовых средств между отдельными направлениями деятельности предприятия. Финансовыми источниками деятельности предприятия являются [18, 20]: фонд накопления, т.е. накопляемая часть прибыл