Ви є тут

Поетика романтичної прози Олександра Гріна.

Автор: 
Мазін Артур Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001958
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Поэтическая идеализация
как творческий прием
пересоздания действительносТИ
2.1. Идеализация романтического героя
Современный уровень развития литературоведения позволяет перейти от изучения
общих моментов творчества Грина (его эволюции, проблематики, концепции героя и
т.д.) к постижению сути его романтизма, определяющей значительность писателя.
Речь идет о философско-эстетической концепции мира и человека в романтизме
Грина и многогранности ее отражения в творческих принципах автора.
Исследователи говорят о двух противоборствующих мотивах, которые определяют
творческий процесс: стремлении к идеалу, опережающему действительность, и
поиске гармонии с миром.
Талант Грина формируется в борьбе с враждебной действительностью и преодолении
ее власти над писателем. Целью его творчества является утверждение своего
идеала. Однако идеал – явление не стабильное, а находящееся в беспрерывном
развитии и обновлении.
Каждая новая новелла, каждый новый роман Грина в 20-е годы – это погоня за
ускользающей отчетливостью идеала, это миг утверждения и осознания неуловимости
его. Стремясь сблизить идеальное и реальное, Грин создал тип прекрасного
человека, вобравшего в себя как поэтический мир воображения, так и требования
самой действительности. Подлинными героями писателя стали люди, воплотившие в
себе лучшие гуманистические представления художника. Таковы Ассоль в «Алых
парусах», Дези в «Бегущей по волнам», Санди в «Золотой цепи», Давенант в
«Дороге в никуда».
Творческий прием, называемый нами поэтический идеализацией, основывается,
прежде всего, на том, каким представляет себе автор эстетический идеал. Что
такое эстетический идеал? «Эстетический идеал – художественное представление о
желаемом или должном, точнее, изображение прекрасного как должного.
Применительно к литературе – это тот художественный мир, который возникает в
произведении из соотнесения жизни, как она есть и какой она должна быть в
представлении писателя» [244, с. 90].
В художественном произведении действительность получает изображение не только
по законам исторической необходимости, но и по законам красоты.
Идеализированный герой максимально выражает человеческие стремления,
способствует наиболее полному раскрытию многообразия жизни. Создавая образ,
наделенный качествами эстетической нормативности и художественного
совершенства, писатель выносит оценку изображаемому, утверждает или отрицает
его.
Романтический герой Грина прошел довольно сложный путь развития, схематично
представить который можно следующим образом. Сначала герой ранней новеллистки,
затем послереволюционной новеллистки и, наконец – герой романов Грина.
Начинающий писатель разрабатывает тему маленького человека. Героями его ранней,
так называемой бытовой новеллистки, выступают представители «обездоленного
сословия»: крестьяне, рабочие, солдаты, извозчики, булочники и т.д. Всех их
роднит отверженность. Отвергают их жестокие законы общества, обрекающие на
прозябание и духовную нищету. Писатель, изображая безысходность жизни, выражал
этим свое резкое отрицательное отношение к существующему порядку.
Конечно, маленький герой вызывал к себе сочувствие, но питать долго творческое
воображение художника он не мог. Возникающий в писателе активный протест против
действительности побуждал его к поиску иного героя, более действенного,
способного увлечь читателя личным примером.
Первым таким персонажем стал Тарт из «Острова Рено». Мнение критики по
отношению к этому герою неоднозначно. В. Ковский считает, что в романтическом
творчестве Грин «открывает мир заново» [146, с. 23], не опираясь ни на
собственную социальную практику, ни на жизненный, ни на художественный опыт.
Более верной представляется нам мнение Н.А. Кобзева, который видит в этом герое
синтез качеств «гриновского героя-революционера (энтузиазм, самоотверженный
порыв, стремление к свободе, жажду новой жизни) и маленького человека (неуемную
силу мечты, тоску по справедливой, хорошей жизни)» [139, с. 8].
Сплав этих жизненных начал, отразившихся в раннереалистическом творчестве
Грина, основанный на фантазии художника, породил нового героя – героя
романтического. Герой Грина нуждался в особых обстоятельствах, не мешающих
проявлению лучших граней его натуры. Художник приступает к созданию этой среды,
начиная уже с первой романтической новеллы, и продолжает поиски ее вплоть до
революции. Среда эволюционирует от безлюдного экзотического острова до
географически и социально завершенного мира, названного впоследствии
«Гринландией».
Новый мир оптимизировал воображение писателя. Его мечта о подлинном
человеческом счастье обретает реальную основу. Романтический герой писателя
растет и формируется в острой борьбе со старым миром, с его философией,
нравственными нормами. В связи с тем, что мечта Грина нашла благоприятную почву
для своего осуществления, в творчество писателя вступает пафос утверждения
обогащенного романтического идеала, нашедшего свое выражение прежде всего в
центральном романтическом образе. Положительный герой Грина в пореволюционное
время существенно отличается от романтического героя начала XIX века. В основе
характера героя классического романтизма лежал духовный разлад, приводивший к
трагическому разрешению его конфликта с обществом. Герой Грина лишен типичного
для классического романтизма духовного надлома. Его страдания от
несовместимости идеала с действительностью вытесняются духовными категориями
иного внутреннего наполнения.
Открывает галерею положительных героев романов Грина центральный персонаж
«Блистающего мира». Идеализиро