ГЛАВА 2
РАННЕБАРОЧНЫЕ И РАННЕКЛАСИЦИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В АНГЛИЙСКОЙ ТРАГЕДИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVII
СТОЛЕТИЯ .............................. ..................100
2.1. Барокко как художественно-эстетическая система.....................................100
2.2. Раннебарочные мотивы синтеза чувственного и рационального...................112
2.3. Барочный мистицизм в трагедиях Д.Форда, Ф.Бомонта и Д.Флетчера............117
2.4. Структурные особенности английских раннебарочных трагедий...................122
2.5. Мировоззренческие основы экзальтации, как элемента поэтики
раннебарочных трагедий......................................................................128
2.6. Иллюзорность и реальность....................................... ...................132
2.7. Принцип театральности................................................ ................135
2.8. Классицистические тенденции в английских трагедиях первой
трети XVII века.................................................................. ............139
ВЫВОДЫ................................................... ...................................150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... ...... ............... ......... 160
ВВЕДЕНИЕ
В истории литературы Англии конец XVI - первая треть XVII века - время интенсивного развития драматургии. С 1580 по 1640 годы было опубликовано свыше 355 пьес, не считая масок и произведений, написанных специально для постановки в грамматических школах [141, c. 127]. Именно в этот период создавал свои произведения В.Шекспир, творчество которого стало наивысшим расцветом драматургии Возрождения.
Английский театр был результатом синтеза гуманистической драмы, возрождавшей драматургическое наследие античности, с народной драмой и театром средневековья [82, c. 89; 185, c. 300-301].
Отправной точкой развития английской трагедии послужило обращение к античным источникам, в основном к произведениям Сенеки [243, c. 96]. П.Боуэрс в монографии "Елизаветинская трагедия мести" показывает, что свидетельством прямого влияния Сенеки на английскую драматургию могут служить трагедии Т.Хьюза "Несчастья Артура" (1588), Д.Пила "Битва Алказара", анонимная трагедия "Селимус" (1591-1594). Наибольшее влияние на развитие английской трагедии оказала пьеса Т.Кида "Испанская трагедия" (1587), в которой слились воедино элементы наследия Сенеки, итальянской гуманистической трагедии и английской национальной драмы [152, c. 101-104].
Ренессансный театр, и в частности произведения трагедийного жанра, характеризовался целым рядом специфических особенностей. В трагедиях, созданных в рамках художественно-эстетической системы ренессанса, добро однозначно противопоставлялось злу. Основная идейная позиция персонажа четко фиксировалась и не трансформировалась в ходе развития сюжета. Л.Пинский показал, что для коллизий ренессансной трагедии было характерно эпическое отсутствие интереса к изображению духовной раздвоенности: конфликт трагедии заключался не в самом герое, а в окружающей его действительности. Героический порыв персонажа и его целеустремленность обусловили возникновение в трагедии образов титанических личностей, уверенных в своих безграничных возможностях [109, c. 126].
В XVII веке происходит дальнейшее развитие английской драматургии, однако в это время появляются произведения, не вписывающиеся в привычные представления о ренессансном театре. Сохранив свои античные названия, трагедия и комедия, наполнились новым содержанием, изменилась их художественная структура. Начинается процесс размывания границ жанра, в драму проникают элементы комизма и сатиры. Происходит становление новых жанровых образований, таких как трагикомедия и романтическая драма. Драматурги начинают акцентировать внимание на показе неуверенности героев в своих силах и возможностях. Снижается уровень моральной ответственности персонажа за свои действия, возрастает дисгармоничность его внутреннего мира [245, 247]. Наиболее часто встречающийся персонаж в трагедиях английских драматургов первой трети XVII века - несовершенный человек, обреченный страдать в несовершенном мире [193]. Все более утверждаются представления о зле, как о сущности индивидуума [19, c. 492; 21, c. 520]. Деятели искусства и литературы все острее осознают утрату человеком равенства с высшей созидающей божественной силой [195].
Отмеченные тенденции настолько расходятся с художественной традицией ренессансного театра, что представляется правильным предположение о формировании в Англии начала XVII века театра с новой эстетикой, которую сложно определить однозначно, вследствие того, что театр становится многоликим, разнонаправленным. В то же время можно отметить и общие мотивы в английской драматургии - усиление пессимистических, антиренессансных настроений и тенденций.
Эти процессы происходили на фоне социальных и мировоззренческих изменений в Англии в начале XVII века и повлекших за собой деструкцию ранее сложившихся социальных взаимоотношений [252, c. 158-159]. Первая треть XVII века в Англии - это время разрушения системы ренессансного антропоцентризма. Одновременно усиливаются тенденции отрицания гуманистических концепций идеальной личности, ренессансной гармонии духовного и чувственного в пределах человеческой души. Все большее распространение получают взгляды на историю как на движение к упадку, гниению, распаду. В этот период начинает утрачивать свое мировоззренческое значение и христианский гуманизм [198, c. 165-168]. Теперь признают, что возможности человека скромны, что порожденные разумом слова обращают свою силу против самого разума, а знание может приносить огромный вред, так как его переход в заблуждение коварно незаметен.
К началу XVII века в общественном сознании англичан утверждаются идеи натурфилософии. Путь к их распространению пролагала и философская система Пьера Анджело Мандзолини, книга кот