РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС МЕХАНИЗМОВ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО КРУ
Эффективная реализация контрольно-ревизионной деятельности в регионе возможна при условии наличия оперативной и достоверной информации об имеющихся ресурсах, которые используются в ходе проверок. В соответствии со спецификой работы основным ресурсом, используемым при выполнении проверок, является трудовой (контролеры-ревизоры). Поэтому управляющие воздействия, вырабатываемые для реализации функций регионального КРУ, должны учитывать ограничение указанных ресурсов.
Реализация потока предписаний на проведение неплановых ревизий от Главного КРУ, Прокуратуры, Налоговой администрации, Службы безопасности, Министерства внутренних дел, местных органов исполнительной власти, жалоб граждан возможна либо за счет повышения интенсивности и качества проверок, либо за счет рационального и эффективного использования потенциала всех подразделений регионального КРУ. В противном случае руководство регионального КРУ вынуждено констатировать о невозможности осуществления предписанного объема работ своими силами и искать способы привлечения дополнительных ресурсов для проведения ревизий.
Совершенствование системы управления функциональной деятельностью регионального КРУ стало главным фактором прогресса в его деятельности, поскольку от уровня организации управления зависят все конечные результаты его работы.
Планирование, контроль, анализ результатов проведенных ревизий и выработка решений по совершенствованию их проведения образуют систему управления функциональной деятельностью регионального КРУ.
Выделяются два вида управления:
стратегическое (перспективное планирование), определяющее основные направления повышения качества проведения контрольно-ревизионной работы;
оперативное (текущее планирование), определяющее перечень объектов ревизии, состав групп ревизоров и обеспечивающее эффективное проведение контрольно-ревизионного процесса.
Задачи управления функциональной деятельностью регионального КРУ решаются с использованием методов и средств менеджмента, охватывающего следующие практические аспекты управления [116, 124, 125]:
обеспечение принятия решений в деятельности регионального КРУ, предполагающее комплексный анализ влияющих на эффективность его работы факторов;
организацию эффективной работы ревизоров, целенаправленное воздействие руководителей на персонал в интересах решения стоящих перед региональным КРУ задач, обеспечивающих реализацию функций.
Рассмотрим механизмы, используемые для управления организационной деятельностью регионального КРУ, построенные на принципах менеджмента, и в совокупности образующие систему контроллинга регионального КРУ.
2.1. Механизмы управления организационной работой в системе контроллинга регионального КРУ
Механизм планирования, контроля и оперативного изменения планов проведения ревизий на уровне региона входит в состав системы контроллинга регионального КРУ. Он связан с разработкой стратегического плана ревизий на период, учетом проведенных ревизий по состоянию на текущий момент времени, внесение корректировок в планы ревизии в связи с поступлением предписаний, приказов, распоряжений (в дальнейшем предписаний) на проведение внеплановых проверок от вышестоящих организаций [25].
При оперативном планировании проведения ревизий принимается следующая стратегия. Стратегический план проведения ревизий (обычно составленный на полугодие) представляется в виде подпланов на подпериоды (месяцы, кварталы). При составлении стратегического плана на период и подпланов на подпериоды предусматривается резерв рабочего времени контролёров-ревизоров для проведения внеплановых проверок. При поступлении предписаний на проведение внеплановых проверок осуществляются следующие действия:
определяется приоритет предписаний;
вычисляются потенциальные возможности каждого отдела регионального КРУ;
решается оптимизационная задача по распределению выполнения внеплановых проверок в текущем подпериоде;
определяется множество предписаний, которые выполняются в последующих подпериодах.
Для решения задачи оперативного планирования проведения ревизий разработан алгоритм, блок-схема которого представлена на рис. 2.1.
Для решения рассматриваемой задачи используется результаты решения задачи стратегического планирования на период, формальное представление которой описано в [31] и имеет следующий вид:
(2.1),(2.2),(2.3) где cj - цена проверки j-го вида;
aij - количество контролеров, необходимое для проверки j - го вида на i - ом объекте;
tij - продолжительность проверки j - го вида на i - м объекте,
N?Wd - потенциальные возможности отдела регионального КРУ (человеко-дни);
1 - на предприятии i проводится j - й вид проверки,
xij =
0 - на предприятии i не проводится j - й вид проверки.
Задача (2.1) - (2.3) может решаться как на уровне регионального КРУ, так и на уровне его отдельных подразделений. В качестве метода решения задачи (2.1) - (2.3) используется модифицированный метод "ветвей и границ", учитывающий специфику решаемой задачи [31, 75, 93].
Представим период стратегического планирования T = [tb, te], где tb и te, соответственно, даты начала и окончания периодов, в виде объединения подпериодов:
где t0=tb, tn=te.
Даты tk (k ? 0, n) могут соответствовать декадам, месяцам, кварталам и определяются лицом, принимающим решения (ЛПР).
Пусть DEP = - множество отраслевых отделов, отделов в городах и районах регионального КРУ. Индекс i идентифицирует элемент множества DEP.
Каждому элементу множе