Ви є тут

“Організаційно-економічні умови залучення іноземних інвестицій у вільні економічні зони”

Автор: 
Сюй Лін Ши
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002487
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНЫ И КИТАЯ

2.1. Реформирование внешнеэкономической деятельности как условие эффективного функционирования свободных экономических зон.

Острая необходимость привлечения иностранного капитала возникает в кризисные для страны моменты, особенно в период рыночной трансформации экономики. В условиях реформирования экономики важно по каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определить важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Направления и скорость изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ.
Как показывает мировой опыт, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций позволяет более успешно проводить экономические реформы. Можно говорить об очень тесной взаимосвязи между масштабами и формами иностранных инвестиций и глубиной рыночного реформирования. В этом плане интересным является опыт Китая.
Целью экономической реформы Китая является создание системы социалистической рыночной экономики. Это ознаменовало исторический поворот в развитии народного хозяйства Китая. На основе доминирующей в структуре собственности социалистической общественной собственности рынок играет базисную роль в размещении ресурсов при осуществлении социалистическим государством макроконтроля [104, с.3].
За 20 лет экономическая реформа в Китае пережила три периода [75,с.33]:
Первый период - с декабря 1978г. до сентября 1984г. В этом периоде главный упор реформы приходился на деревню, где были внедрены различные формы семейного подряда. Таким образом, удалось стимулировать активность крестьян в развитии 1000 товарных хозяйств. В городах приступили к экспериментам по расширению хозяйственных прав предприятий. Кроме того, приступили к строительству специальных экономических зон. Были объявлены открытыми для иностранных инвесторов 14 приморских городов.
Второй период - с октября 1984г. до декабря 1991г. Отличительной чертой был перенос центра тяжести из деревни в город. Центральным звеном городской реформы была перестройка хозяйственного механизма предприятий, нацеленная на оживление их деятельности. Ей сопутствовал ряд комплектующих мер в плане создания рынка, реформа цен и реформа системы управления экономикой на макроуровне. Реформа охватила все стороны жизни как в городе, так и в деревне, научно-техническую работу, образование и систему политического устройства. Согласно курсу внешней открытости были объявлены открытыми зонами дельта реки Янцзы, дельта реки Чжуцзян и треугольник на юге Фуцзяни.
Третий период - после января 1992г., когда завершился этап интенсивного экономического развития. В 1992-1993г. инвестиционные капиталы по соглашению и прямые иностранные инвестиции в отдельности возросли в 4,8 и 3,1 раза соответственно по сравнению с первым и вторым периодами, продолжавшимися 13 лет. Китай стал первой крупнейшей страной среди развивающихся стран, принимающей иностранные инвестиции, и занимает второе место в мире после США. В 1992 году китайская реформа вступила в новый период - период построения социалистической рыночной экономики. Этот период характеризуется тем, что от прорывов в отдельных звеньях старой хозяйственной системы перешли к созданию нового механизма; от корректировки отдельных политических установок перешли к обновлению всей нормативной системы; от реформ в отдельных областях перешли к комплексному, взаимоувязанному преобразованию.
За 20 лет проведения реформ Китай добился ощутимых результатов. По объему ВВП КНР занимала 7-е место в мире после США, Японии, Германии, Франции, Англии, Италии. Среднегодовые темпы роста экономики КНР были одними из самих высоких в мире: в среднем 9,8% в год. На рисунке 2.1. показана динамика роста валового внутреннего продукта с 1978г. по 2001г. [63, с.115]. (1$=8,27юаней)
Рис.2.1. Рост ВВП в Китае (млрд. юаней)

Политика открытости внешнему миру привела не только к быстрому притоку иностранного капитала, но и к поиску новых эффективных форм внешнеэкономических связей: организованных, кредитно-финансовых, производственно-экспортных и т.д. На рисунке 2.2. показана динамика общего объема импорта и экспорта с 1978г. по 2001г.[63, с.180]

Рис.2.2. Динамика импорта и экспорта Китая (млрд. долл. США).

С 1979г. по 1997г. в Китай вкладывались иностранные инвестиции в объеме более 360 млрд. долл. США, в том числе прямые инвестиции - 221,8 млрд. долл. США, внешние займы 139 млрд. долл. США, внешние акции - 13 млрд. долл. США. По официальным китайским данным, на конец 1996г., были заключены соглашения о привлечении иностранных капиталов в размере более 19 млрд. долл. США, из них реально вложено 6,6 млрд. долл., было создано более 7800 предприятий с участием иностранного капитала, в том числе 3224 акционерных совместных предприятия (СП), 4405 контрактных СП и 138 чисто иностранных предприятий [69, с.44]. До конца 1997г. в Китае всего открыли 30,5 тыс. новых предприятий с участием иностранных инвестиций, сумма привлеченного иностранного капитала по соглашениям достигла 520,392 млрд. долл. США, прямые иностранные капиталы - 221,85 млрд. долл. США [56, с.128]. На рисунке 2.3 показана динамика роста фактически использованного иностранного капитала в Китае с 1979г. по 2001г.[63, с.182].

Рис.2.3. Рост фактически использованного
иностранного капитала в Китае (млрд. долл. США).

В Китае активно осуществляется концепция многоступенчатой открытости, суть которой в максимальном использовании конкретных условий и ресурсов различных регионов страны. В настоящее время в Китае существуют 4 основные формы открытых территорий, в которых наблюдаются и разные льготы, и разные структуры, и разные типы управления.
Опыт китайской экономической реформы нашел наиболее концентрирова