РАЗДЕЛ 2
ОБОСНОВАНИЕ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ
И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Обоснование постановки проблемы и анализ современного ее состояния
Выше неоднократно отмечалось, что одной из главных задач, стоящих перед геологами Сирии, является расширение нефтегазовой сырьевой базы страны. Её решение лежит через открытие новых месторождений, что в свою очередь, порождает проблему научно обоснованного прогнозирования промышленного скопления нефти и газа, способного обеспечить эффективные поиски.
В результате многолетней мировой геологической практики установлено целый ряд факторов и критериев, позволяющих, проводить оценку перспектив нефтегазоносности территории и научно обосновывать поиски месторождений этих полезных ископаемых. Наиболее широкое применение среди них получили, ставшие уже традиционными, такие критерии как палеотектонические, структурные, палеогеографические, литолого-фациальные, геохимические, гидрогеологические, гидрохимические и геотермические [2,3]. Первые из них устанавливаются на основе всестороннего анализа геологического строения и истории развития территории, а для выделения последних четырех необходимы специальные исследования. Соответственно, как в первом, так и во втором случаях для оценки перспектив нефтегазоносности территории и обоснования поисковых работ требуются значительные затраты времени и материальных средств.
Территория Сирии, как это следует из первого раздела, характеризуется неодинаковой и сравнительно невысокой степенью изученности геологического строения. На сегодняшний день существует целый ряд дискуссионных вопросов, касающихся стратиграфии, тектоники, истории развития некоторых структурных элементов, что не позволяет в полной мере применения с целью прогнозирования поисков месторождений нефти и газа обще-геологических факторов и критериев. С другой стороны установление геохимических, гидрохимических, гидрогеологических, и геотермических признаков нефтегазоносности территории требует, как это уже отмечалось, проведения дорогостоящих специальных исследований. Вместе с тем Сирия покрыта площадными геофизическими исследованиями (гравиметрические и магнитометрические съемки масштаба 1:200000), результаты которых несут соответствующую информацию о геолого-структурных особенностях территории, анализ которых в комплексе с другими геологическими сведениями может явиться надежным критерием при оценке перспектив нефтегазоносности. Это также подтверждается тем, что результаты площадных геофизических исследований, как показывает практика, являются надежной основой выделения структур и разрывных элементов. При этом следует отметить, что именно изучение разрывной тектоники, особенно глубинных разломов, позволяет пролить свет на ряд вопросов, касающихся геологических процессов протекающих в земной коре. Существенный интерес глубинные разломы вызывают и в связи с разработкой критериев поисков ряда полезных ископаемых и прежде всего месторождений нефти и газа.
Впервые на приуроченность нефтяных и газовых месторождений к зонам разломов обратили внимание сторонники неорганического происхождения нефти [19,20,23,35,42,56,58], поскольку они считали, что каналами для миграции эндогенной нефти и газа могут быть только разломы, достигающие мантии Земли, где генерируются тяжелые углеводороды.
Г.Н.Доленко [19,20] считает, что там, где глубинные разломы достигали больших глубин, образуются месторождения нефти, поступающей из более глубоких очагов мантии, а на участках развития разломов менее глубокого заложения формируются газовые месторождения в результате поступления углеводородных газов из верхних очагов мантии. Миграция нефти по разломам и аккумуляция ее в коллекторах - ловушках происходила, по мнению этого исследователя, в постгерцинский, посткиммерийский и постальпийский инверсионные этапы тектонического развития регионов. В отличие от Г.Н.Доленко, В.Б.Порфирьев [58] придерживается представлений, что нефтегазовые месторождения формировались только в два этапа: миоцен-четвертичный и протерозойский.
В.М.Завьялов [23] предполагает, что образование газовых залежей на западных и северных окраинах Донбасса обусловлено омоложением в этой части глубинных разломов. В.Ф.Никонов [47] допускает, что при отсутствии нарушений, возникающих в мантии, формируются газовые месторождения, а в зонах глубинных разломов - нефтяные. Л.Н.Розанов [62] считает, что к участкам с наиболее интенсивных проявлений новейшей тектоники приурочены газовые месторождения, а к менее мобильным районам - нефтяные.
В настоящее время появляется все больше сторонников, считающих, что глубинные разломы при определенных условиях играли положительную роль в аккумуляции нефти и газа независимо от генезиса нефти. Многие исследователи [64,76 и др.], доказывают, что в зонах региональных разрывов Скифской плиты количество нефтяных и газовых месторождений увеличивается. Г.Б.Острый [51] утверждает, что основные и наиболее крупные месторождения нефти и газа Западно-Сибирской платформы тяготеют к региональным разломам, а мелкие скопления - к ее бортовым частям. В то же время Н.И.Нестеров [50] утверждает, что разломы Западной Сибири не контролируют пространственного размещения нефтяных и газовых месторождений, напротив, наличие трещин и разломов лишь снижает перспективы нефтегазоносности.
Г.С.Преображенская и др.[59] определили, что большинство известных, на территории СНГ нефтяных и газовых месторождений СССР находятся либо непосредственно в зонах нарушений, либо вблизи от них. Н.Ю.Успенская доказывает, что основным условием для формирования гигантских месторождений нефти и газа является наличие регионального разлома в фундаменте, создающего в чехле флексурно-разрывную зону. Р.Н.Валеев [6] установил, что месторождения нефти и газа Восточно - Европейской платформы тяготеют к разломам, которые активно развивались во второй половине палеозоя, а также в мезозое и кайнозое.
В.П.Гаврилов[12], анализируя распределение промышленных запасов нефти и газа в зонах региона
- Київ+380960830922