Ви є тут

Профілактика асоціальної поведінки учнів закладів профтехосвіти

Автор: 
Удалова Олена Адамівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003679
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. Педагогические условия совершенствования воспитательной работы по профилактике асоциального
поведения учащихся...................................................................89
2.1. Совершенствование организационной
структуры управления воспитательным процессом по профилактике асоциального поведения учащихся ПТУ............................................................89

2.2. Научно-методическая работа как важное условие профилактики асоциального
поведения учащихся..................................................................113
2.3. Организационно-методические основы
повышения эффективности воспитательной работы
по профилактике асоциального поведения учащихся.................................................................................139
Выводы ко ІІ разделу .....................................................................175
Общие выводы .............................................................................178
Список используемой литературы ...............................................185
Приложения .......................................................................200
ВВЕДЕНИЕ
Объективная потребность общества в опережающей подготовке новых поколений к жизни и деятельности в условиях демократизации и социального обновления обусловила качественную перестройку всех звеньев общественного воспитания, в том числе в профессионально - технических учебных заведениях. Формирование всесторонне развитой, социально активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, определяют интеграцию и дифференциацию воспитывающих сил на основе повышения эффективности педагогической науки и усиления ее влияния на практику.
В современных условиях общество оказывает свое влияние на подрастающее поколение через различные воспитательные институты, отличающиеся друг от друга своеобразием воспитательных функций. В решении задач по всестороннему развитию личности особая роль принадлежит профтехучилищам, для которых воспитание и развитие индивидуальных интересов и способностей учащихся, их опыта в профессиональной творческой деятельности, как в учебно-воспитательном процессе, так и в сфере свободного времени. Учебное заведение - часть социальной микросреды, в которой личность реализует свой творческий потенциал, потребности в индивидуальном психическом, физическом и социальном развитии.
Воспитательная ценность профтехучилища в том, что оно создает условия для обеспечения педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга учащихся, восстановления их психических и физических сил, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах жизнедеятельности, включающих труд, быт, игру, познание, физкультуру, краеведение и другие разные по содержанию дела, создающие возможность целостного, взаимосвязанного развития умственной, волевой, нравственной, физической, эстетической сфер формирующейся личности.
Таким образом, социальное развитие, всестороннее формирование личности учащихся профтехучилищ осуществляется в условиях многофакторного воздействия. Потребность в научном управлении целостным процессом формирования личности во внеурочное время, развитием индивидуальных форм деятельности, сокращение сферы стихийности в непосредственном микросоциальном окружении подростка - все это выдвигает сегодня ряд задач по совершенствованию воспитательной работы с учащимися ПТУ по профилактике их асоциального поведения, как наиболее важную и приоритетную проблему.
Профилактика асоциального поведения учащихся профтехучилищ, как одна из важнейших составных частей в общей системе воспитания, в последние годы находит все большее расширение и углубление в деятельности профтехучилищ. Совершенствование воспитательной деятельности направлено на создание разнообразных форм самодеятельности учащихся, занятий по интересам в разветвленной системе кружковой и клубной работы, с одной стороны, с другой - в распространении педагогического влияния на учащихся в процессе учебно-производственной деятельности. При этом учебное заведение является педагогическим центром, концентрирующим и направляющим воспитательную работу с учащимися во внеурочное время.
Исследование проблем становления и развития системы воспитательной деятельности в профтехобразовании было отображено в теоретических работах ученых-педагогов по общественному воспитанию и профессиональному образованию (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский и др.); фундаментальными трудами по теории систем и системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.Н.Садовский и др.); свободному времени и духовному развитию личности (Л.П.Буева, Р.Г.Гурова, Г.П.Орлов, В.Н.Турченко, В.А.Разумный, В.А.Ядов и др.); системной методологии и педагогики (Ю.К.Бабанский, Б.З.Вульф, А.П.Кондратюк, В.А.Караковский, Ф.Ф.Королев, Л.И.Новикова, Н.Г.Ничкало, Г.Н.Филонов, Ю.П.Сокольников и др.); теории целостного педагогического процесса (Л.Ю.Гордин, В.М.Коротов, В.Т.Лихачев, Э.И.Моносзон и др.); теории воспитания (О.С.Богданова, Е.И.Белозерцев, В.В.Гербеев, Г.П.Давыдов, Н.С.Дежникова, А.А.Дубасенюк, А.Я.Журкина, Т.Е.Конникова, Т.И.Мальковская, И.С.Марьенко, Н.И.Монахов, Э.И.Моносзон, А.В.Мудрик, С.В.Мягченков, В.И.Петрова, М.М.Поташкин, Р.М.Рогова и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблемам профилактики асоциального поведения учащихся также уделялось определенное внимание, например, таким аспектам, как: выявление психолого-педагогической специфики проявлений асоциального поведения учащихся (С.А.Алексеев, М.А.Алемаскин, С.А.Беличева, В.А.Гурьева, В.Г.Деев, Л.М.Зюбин, Л.М.Кацук, А.Г.Ковалев, В.В.Семенов, В.М.Синьвов, С.А.Трифонова, Г.И.Фелинская и д