РАЗДЕЛ 2.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Моделирование оптимальной налоговой стратегии предприятия.
Процессы стратегического планирования в области налогообложения на современном
этапе развития рыночных отношений в Украине, представляют весьма важное
направление в менеджменте. С одной стороны, сложность законов и нормативных
актов, обилие специфических условий, льгот и т.п. вызывают необходимость
применения формальных методов, и, прежде всего, аппарата
экономико-математического моделирования для решения проблем планирования
финансово-хозяйственной деятельности с учетом процессов налогообложения. С
другой стороны, высокий уровень нестабильности в экономике, низкая
конкурентоспособность продукции, изношенность основных фондов, высокий уровень
дебиторской и кредиторской задолженности, нехватка высоколиквидных оборотных
средств и прочие неблагоприятные особенности отечественной экономики вынуждают
предприятия функционировать вблизи от точки бифуркации, когда траектория
развития предприятия сильно зависит от качества управления [2].
В таких условиях малейшие ошибки в управлении предприятиями могут привести к
значительным финансовым потерям, а иногда и к банкротству.
При этом существенное влияние налогов на воспроизводственные возможности
предприятия, на его финансовую устойчивость и, в конечном счете,
производственный потенциал, обуславливает необходимость разработки налоговой
стратегии для эффективного управления.
Налоговая стратегия представляет собой совокупность целей и средств налогового
планирования для организации эффективного распределения доступных финансовых
ресурсов предприятия между объектами налоговой базы в рамках действующих
законодательных ограничений [16,67,70].
Большинство научно практических материалов, посвященных так называемой
"налоговой оптимизации", оперирующих понятиями "уменьшение налогов", "избежание
налогов", "минимизация налогов", "налоговое планирование" и др., не имеют
конкретного содержания [67, 70]. В силу этого, понятие "налоговая оптимизация"
стало приобретать оттенок недоступного знания, которое является весьма
разработанным, но в то же время недоступным.
Однако, для начала необходимо отметить, что все способы минимизации налогов
можно подразделить на незаконные - криминальное уклонение от уплаты налогов и
законные - оптимизация, планирование и т.д.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и
других платежей, при которой налогоплательщик умышленно с нарушением
действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства [93].
В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание)
осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых
правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения
налогового законодательства.
Оптимизация и планирование налогов подразумевают такую организацию
производственных, инвестиционных и др. потоков на предприятии, при которой
обеспечивается наиболее благоприятная для его экономического роста ситуация
[95].
Рассмотрим экономико-математическую модель динамического роста предприятия с
учетом основных налоговых отчислений. Воспользуемся в качестве базиса для
моделирования классической моделью мультипликатора [114]. Увеличение ?I
автономных инвестиций (или в более общем случае автономных расходов) приводит к
увеличению добавленной стоимости в соответствии с уравнением мультипликатора:
?Y = 1??1-b??I,
где b – доля заработной платы в структуре затрат предприятия исключая фонд
возмещения.
Базовым предположением является то, что фонд потребления линейно зависит от
величины добавленной стоимости с единичным лагом:
Ct = a + bYt-1, a і 0, 0 < b < 1, (2.1)
а инвестирование, является частично автономным, и частично зависящим от дохода
(с лагом в один период) в соответствии с предельной склонностью к
инвестированию h, 0 < h < 1
It = hYt-1 + I0 + ?I. (2.2)
Также будем полагать, что доходы распределяются между накоплением и
инвестированием. Тогда уравнение
Yt = Ct + It (2.3)
замыкает модель.
Рассмотрим как введение налогообложения изменит поведение модели. Для упрощения
задачи рассмотрим лишь влияние основных налогов – налога на прибыль, НДС и
подоходного налога.
Тогда, общая сумма налогов, уплачиваемая предприятием, определяется по формуле:
T = TL + TY + TP + Ta, (2.4)
где TL - общая сумма уплачиваемого на предприятии подоходного налога,
TY - общая сумма уплачиваемого на предприятии налога на добавленную стоимость,
TP - общая сумма уплачиваемого на предприятии налога на прибыль,
Ta – величина «агрегированного налога», который включает в себя:
налог с владельцев транспортных средств;
сбор на проведение геологоразведочных работ;
налог на землю;
«экологические» налоги;
начисления на фонд заработной платы
другие отчисления, которые могут условно быть приняты фиксированными для
данного экономического объекта.
Для простоты будем считать, что подоходный налог взимается по усредненной
ставке. Это предположение в значительно упрощает расчеты и в то же время вполне
обоснованно, так как обычно структура заработной платы примерно одинакова для
различных периодов, а ее величина – неизменна для краткосрочных периодов
времени.
Тогда подоходный налог рассчитывается по формуле:
TL = ?LCt – ? , (2.5)
где ?L – усредненная ставка подоходного налога, ? - необлагаемая величина
доходов физических лиц.
Налог на добавленную стоимость рассчитывается по формуле:
TY = ?YYt , (2.6)
где ?Y – ставка НДС.
При определении объекта налогообложения п
- Київ+380960830922