Раздел 2
ФОРМИРОВАНИЕ СОЮЗА АРАБСКОГО МАГРИБА (САМ) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
2.1. Магриб – субрегиональная общность в системе межарабских отношений
Магриб (в переводе с арабского языка – Крайний Запад) – обширный район на
северо-западе африканского континента, охватывающий площадь свыше 6 млн. кв.
км. В современной политической науке используются два термина для обозначения
этого региона – «малый Магриб» (или собственно Магриб), который включает в себя
три основные государства этого региона – Алжир, Марокко и Тунис, и «Арабский»
или «Великий Магриб», состоящий из группы пяти государств - Алжир, Марокко,
Тунис, Ливия, Мавритания.[приложение, рис. 1]
Страны «Арабского Магриба» (в тексте диссертации автор использует термин
Магриб, который по своему содержанию адекватен термину «Великий» или «Арабский
Магриб) одновременно являются и арабскими, и африканскими странами, что
находит, в частности, свое проявление в том, что они являются одновременно
членами как Лиги арабских государств (ЛАГ), так и Организации африканского
единства (ОАЕ). Однако по своей сущности это, прежде всего, арабские
государства, что обусловлено их принадлежностью к арабо-исламской
субцивилизации, арабской нации.
Субцивилизация – структурный элемент цивилизации, который в отличие от
множества более узких национально-культурных ареалов играет особо важную роль в
функционировании цивилизации как таковой, по сути, выполняя системообразующие
функции.
Единство арабо-исламской субцивилизации, по мнению ливанского политолога
Аль-Разаза, создает «единство чувств и сострадания, мыслей и надежд на
будущее», которое находит свое выражение в том, что арабы осознают свою
принадлежность к единому арабскому обществу, сограждане которого имеют единый
национальный облик, несмотря на различие стран и политических режимов [134].
Эта точка зрения во многом перекликается с мнением известного английского
ученого А.Дж.Тойнби, который утверждал, что цивилизация означает «социальную
жизнь» на таком уровне, на котором доминирует «дух человека»[135], а различие в
цивилизациях видел в «области мышления» [22, 36]. С мнением вышеуказанного
автора трудно не согласиться. Цивилизация – феномен чрезвычайно устойчивый.
Основу ее условной константы составляет взгляд на мир – внутренний и внешний,
определение места индивида по отношению к этим двум мирам. И этот взгляд на мир
остается в целом неизменным независимо от времени и пространства. В основе
лежит совокупность поведенческих норм, культурных ориентаций, духовных
ценностей, традиций, навыков, психологических мотиваций, убеждений, устоявшихся
за долгое историческое время и сакрализованных религией [136]. Причем религия
является не только консолидирующим и освящающим эти нормы и представления
фактором. Она – один из главнейших источников приведенной выше парадигмы.
Именно эта сторона человеческих отношений, закрепленная в генетической памяти
поколений, и может именоваться цивилизацией. Она, цивилизация, неотделима от
материальной экономической деятельности людей, но в то же время в значительной
степени автономна от нее.
Именно принадлежность стран Магриба к арабо-исламской субцивилизации формирует
сегодня естественный фундамент как специфических форм взаимодействия между
личностью и обществом, так и характера власти вне зависимости от форм ее
существования, самодовлеющей роли авторитарного государства. Причем сама
арабо-исламская субцивилизация, в свою очередь, является составной частью
единой цивилизации ислама, занимая в ней особое место. Ее претензии на особую
роль достаточно обоснованы, ибо именно арабы стали основным, несущим этносом
народившейся в VII веке религии, ставшей впоследствии интегратором
могущественной цивилизации.
Учитывая тот факт, в цивилизации (субцивилизации) ключевая роль принадлежит
религии, которая является не только консолидирующим и освящающим поведенческие
нормы, представления и убеждения фактором, но и, по сути, является их
источником, то роль нации в цивилизационном комплексе является второстепенной.
Ее влияние проявляется, прежде всего, в формировании национальных ареалов,
которые имеют свою специфику и колорит в рамках цивилизации в целом. Особая
роль арабов в мусульманской цивилизации обусловлена особой миссией арабов – это
нация, которая дала миру Пророка, сохранила и распространила божественные
откровения. В ином контексте принадлежность к нации не имеет принципиального
значения с точки зрения мусульманской цивилизации; ключевой является
религиозная идентификация (т.е. соотнесение себя с миром ислама).
Несмотря на то, что страны Северной Африки являются неотъемлемой частью единой
арабской нации, есть все основания утверждать, что Магриб - сформированная
субрегиональная подсистема в рамках системы межарабских отношений. Исторически
Магриб как субрегиональная общность сформировался под влиянием, по меньшей
мере, пяти следующих основных факторов:
геополитический;
этнический;
арабизация и исламизация региона;
общность исторической судьбы стран региона;
последствия западноевропейского влияния и европейского присутствия в регионе в
период колониальной зависимости.
Остановимся на первом факторе – геополитическом. Как отметил английский
исследователь Дж.Паркер: «Геополитика занимается изучением государств как
пространственного феномена и преследует цель постичь и понять основы их мощи, а
также природу их взаимодействия друг с другом. Для ученых-геополитиков … мощь
государства коренится в территории, которую оно занимает» [137]. География
рассматривает множество аспектов: размеры и масштабы территории конкретног
- Київ+380960830922