РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕНОМЕНОВ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПРОСТРАНСТВЕ КОТЕРАПИИ
Идея экспликации механизмов структурирования групповых психотерапевтических
феноменов отвечает общей тенденции психологической науки, состоящей в раскрытии
сущности явления и переходе от эмпирического описания опыта к его научному
познанию. Научное познание позволяет получать объяснение того или иного
развития явления, выделять субстратные связи этого явления, описывать механизмы
его структурирования.
В рамках шестиэтапного метода раскрытия сущности явления [62] этап описания и
следующий за ним этап категоризации, соотношения явления с определёнными
понятиями, относятся к начальным стадиям метода. На этих стадиях исследователь
наблюдает особый феноменологический ряд, анализирует общие черты феноменов,
выделяет их основание. Результатом первых этапов метода раскрытия сущности
является совокупность теоретических представлений и понятий, которые охватывают
множество форм проявления основания. Более поздней и необходимой стадией в
понимании явления выступает обнаружение существенных причин возникновения этого
явления, раскрытие механизмов его формирования.
Применительно к феноменообразованию на терапевтическом сеансе раскрыть сущность
феноменов групповой психологии – это значит построить систему механизмов,
работа которых приводит к их синтезированию и поддержанию. Такая система должна
состоять как минимум из двух уровней. Первый, социально-психологический уровень
будут образовывать механизмы социального взаимодействия участников
консультирования. С позиций отдельных участников эти механизмы будут скорее
внутригрупповыми процессами, но с позиции коллектива, как целостного явления,
групповые процессы выступают в качестве механизмов, так как именно они приводят
к формированию в терапевтическом пространстве обобщённых отношений и группового
субъекта дискурса. Охарактеризованное изменение статуса явления с процесса на
объяснительный принцип возможно благодаря наличию в психологии более общих
принципов многоуровневости и системности психического явления (Б.Ф.Ломов
[55]).
Второй уровень системы образуют семиотические механизмы интеграции групповых
феноменов. Эти механизмы функционируют на внутрииндивидном уровне и отвечают,
во-первых, за достаточную “включённость” участников в интерактивные процессы,
а, во-вторых, за понимание участниками феноменологии внутригрупповых процессов
и друг друга.
Одновременное, взаимно-дополнительное функционирование механизмов двух
названных уровней образует целостную систему механизмов, а также обеспечивает
разворачивание и поддержание в терапевтическом пространстве совместных явлений
и феноменов групповой психологии.
2.1. Социально-психологические механизмы интеграции
группового субъекта дискурса
Социально-психологический уровень системы механизмов, обеспечивающих групповую
интеграцию и феноменообразование, образуют все процессы, которые вносят в
структурирование группы и феноменов определяющий, существенный вклад.
В социальной психологии исследователи выделяют большое число процессов и
механизмов, синтезирующих группу в целостное образование со своей особой
феноменологией и обобщёнными отношениями. Так, например, Ле Бон в качестве
механизмов рассматривает заражение и внушение; З.Фрейд предлагает механизмы
идентификации и любви к лидеру-вождю; Д.Майерс говорит о врождённом механизме
социального возбуждения; В.Агеев, Г.Андреева, К.Муздыбаев, Б.Парыгин и многие
др. отечественные учёные расширяют перечень социальных механизмов до
идентификации, эмпатии, социальной рефлексии, каузальной атрибуции,
децентрализации (способность человека принять точку зрения другого) и пр.
В свою очередь в психотерапевтической практике рассматривают и изучают
механизмы психологического воздействия консультанта на клиента. Среди
механизмов воздействия в консультировании выделяют заражение, внушение,
убеждение, подражание, интерпретирование (Ю.Алёшина, А.Бондаренко,
В.Меновщиков). Эти же механизмы отвечают за формирование совместных когнитивных
(единое семиотическое пространство) и аффективных (континуум совместных
переживаний) феноменов. Когнитивные феномены разворачиваются и поддерживаются в
первую очередь благодаря механизмам убеждения, интерпретирования и частично
внушения, а феномены аффективного аспекта синтезируются в результате заражения
и подражания.
Наличие большого количества механизмов образования групповых феноменов ставит
перед нами задачу соотнести эти механизмы с этапами структурирования
пространства смысловых систем участников консультирования. В связи с этой
задачей возникают несколько вопросов, например, существуют ли этапы,
приоритетные для действия тех или иных механизмов и какие механизмы являются
центральными на определённых этапах синтезирования обобщённых отношений.
Наше мнение, что механизмы убеждения, внушения, заражения и подражания
оказывают определяющие влияние на динамику развития феноменов групповой
психологии только на первом этапе структурирования пространства смысловых
систем, т.е. на интрасубъективной стадии. На более поздних стадиях в
психотерапии решающими выступают семиотические механизмы интеграции групповых
феноменов.
Мы уже говорили, что семиотические механизмы относятся к внутрииндивидному
уровню системы механизмов. Механизмы другого, социально-психологического уровня
функционируют перманентно, на протяжении всей терапевтической работы. С позиции
группы, как целостного образования, именно эти механизмы поддерживают групповые
феномены в активном состоянии.
В рамках модели системогенеза психотерапевтических феноменов мы рассматрив
- Київ+380960830922