РАЗДЕЛ 2
Инновационный потенциал личности в системе взаимодействия человека с миром
Одна из главных трудностей при описании инновационного потенциала личности –
раскрыть внутреннюю логику развития ИПЛ в единстве с системой внешних условий и
отношений (политических, социальных, культурных и т.д.), в которых он
реализуется как целостная, целесообразным образом скоординированная система, в
единстве его различных структурных компонентов и уровней (а соответственно и
различных планов анализа). Системное изучение актуализации ИПЛ потребовало
рассмотрения сложного, разнообразного по степени успешности процесса
инновационного взаимодействия человека с миром [33-39].
Проведенный нами в первом разделе теоретико-методологический анализ позволяет
очертить феноменологическое пространство проявления инновационного потенциала
личности в ее взаимодействии с миром, эксплицировать и описать комплекс
аспектов этого взаимодействия.
2.1. Феноменология инновационного взаимодействия человека с миром
Представления о структуре и этапах инновационных процессов (обнаружение
(открытие), оценка новизны, применение новшеств) определяют необходимость
психологической интерпретации различных аспектов инновационного взаимодействия
человека с миром (гносеологического, аксиологического и праксеологического).
Характеристика инноваций с точки зрения их потенциала (как преобразовательного
так и ресурсного) и принципа их эффективности, определяет необходимость
глубокой психологической проработки представлений об инновационном потенциале
человека, выступающего как объектом изменений, так и субъектом инновационной
активности, обуславливающего в этом качестве эффективность изменений.
Детерминация инноваций (экзогенного или эндогенного порядка) для
психологического исследования важна тем, что указывает на причины изменений –
лежат ли они во внешнем мире и вынуждают человека к изменениям, приспособлению
к условиям среды (в этом случае человек выступает как пассивный объект
изменения); или причины изменений личностно детерминированы, относятся к сфере
личностной активности и преобразовательной деятельности (тогда человек
выступает в качестве "подлинного автора" своей жизни, ее субъекта).
Отсюда вытекает возможность определить тип инновационного взаимодействия
человека с миром по степени активности и пассивности (вынужденности),
преобразующей или приспособительной стратегии. И, следовательно, выделить
активно-преобразовательный или пассивно-приспособительский способ реализации
инновационного потенциала личности.
Субъективность новизны позволяет говорить об особой эпистемологической,
информационной специализации инноваций в сфере взаимодействия человека с миром,
а также о способах обнаружения и оценки человеком нового в образе мира. Эта
инновационная характеристика обуславливает степень осмысленности обнаружения
новой информации или формальности ее накопления; дифференцированности или
генерализации, позитивности или негативности ее оценки. Что позволяет сделать
предположение о существовании осмысленно-интенсивного или
формально-накопительского, позитивно-дифференцированного или
негативно-генерализованного способов реализации инновационного потенциала
личности.
Представим феноменологическое пространство инновационного взаимодействия
человека с миром (и, соответственно, описания и реализации ИПЛ) в виде
таблицы:
Таблица 2.1
Феноменологическое пространство проявления ИПЛ
Взаимодейс-твие человека с миром
Уровень
взаимодей-ствия с природой как средой
Уровень
взаимодей-ствия с социумом
Уровень
взаимодей-ствия
в рамках культуры
и человечес-кого опыта
Уровень
взаимодей-ствия с самим собой
(организа-
ция
собственной
жизни)
Гносеологи-ческий аспект
Осмысленно-интенсивный тип
Формально-накопительский экстенсивный тип
Аксиологи-ческий аспект
Позитивно-дифференцированный тип
Негативно-генерализованный тип
Праксеоло-гический аспект
Инициативно-преобразовательный тип
Вынужденно-приспособительный тип
Представления о процессуальности инноваций также значимо для психологического
исследования инновационного взаимодействия человека с миром. Они находят, в
наиболее общем виде, свое отражение в общей теории психического как процесса.
Процесс взаимодействия человека с инновационной частью мира имеет свою
динамику, уровневую организацию и внутреннюю логику (в связи с чем уместно
вспомнить представления о логически закономерных фазах инновационного
процесса), а соответственно требует различных планов анализа в системе внешних
(культурных, социальных, средовых (природных)) и внутренних (субъектно
детерминированных, сугубо личностных) условий, обстоятельств и отношений, в
которых реализуется инновационный потенциал личности.
Инновационный потенциал характеризует не только инновационные способности
(потенциал личности в целом является более широким понятием, чем ее способности
(Б.Ф.Ломов)), но и возможности их реализации вне зависимости от требований
культуры и социума. Изменяя ИПЛ, мы воздействуем на широкую область личностных
свойств, и ограничить производимый эффект лишь сферой инновационной
деятельности, по-видимому, невозможно.
2.1.1. Биографические детерминанты инновационного взаимодействия человека с
миром
Человек сталкивается с миром, который уже интерпретирован другими, старшим
поколением. Однако новое поколение встречают уже изменившиеся обстоятельства,
оно наделено иным мироощущением, "жизненным чувством". С одной стороны, образ
мира создается человеком, с другой - он активно формирует погруженного в него
человека. Личностное "движение" следует мыслить не как тра
- Київ+380960830922