РАЗДЕЛ 2
ФАКТОРЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РУССКИХ ЭМОТИВНЫХ ГЛАГОЛОВ
2.1. Лексико-семантические особенности эмотивов и их влияние на
словообразовательный потенциал
Глагольно-именной словообразовательный класс в области эмотивной лексики
представлен несколькими структурными типами словообразовательных парадигм:
нулевыми (лебезить (разг.), упиваться (книжн.), каяться, гнушаться, тешить и
пр.), одночленными (травить ® травля; любоваться ® любование; форсить ® форсун;
хаять ® хаятель; робеть ® робкий и др.), многочленными (ожесточить ®
ожесточение, ожесточенный; вдохновить ® вдохновение, вдохновитель,
вдохновительный, вдохновенный; оскорбить ® оскорбление, оскорбитель,
оскорбительный, оскорбленный и т.д.). Словообразовательные категории,
реализующиеся в этих типах, могут иметь различное лексическое наполнение. Ср.,
например, категорию «имя действия»: любование - «действие по знач. глагола
любоваться»; оскорбление - 1. Действие по знач. глагола оскорбить - оскорблять;
2. Оскорбительный поступок, поведение, слова и т.п.; ожесточение - 1. Действие
по знач. глагола ожесточить - ожесточать и ожесточиться - ожесточаться; 2.
Чувство ненависти, злобы, жестокости; ожесточенность; 3. Большая сила
проявления чего-л., крайнее напряжение, упорство; категорию «имя качества»:
оскорбленный «подвергнутый оскорблению» (оскорбленный художник, чувство); //
Выражающий испытываемое кем-л. чувство оскорбления, обиды (оскорбленное лицо);
ожесточенный - 1. Ставший жестким, безжалостным; озлобленный (ожесточенный
подросток); // Свойственный такому человеку (ожесточенный характер); 2.
Наполненный упорством, напряжением (ожесточенный спор); категорию «имя лица»:
оскорбитель - «тот, кто оскорбил кого-л.»; вдохновитель - 1. Тот, кто
вдохновляет, воодушевляет; 2. разг. Об инициаторе, зачинщике чего-л.
В результате исследования выявлен ряд семантических особенностей, релевантных
для деривационного развития исследуемых единиц.
2.1.1. Категориально-лексический уровень организации сем в эмотивных глаголах.
В смысловой структуре эмотивов выделяются категориальные семы, представляющие
эмоцию: а) как бытийное состояние или отношение (идентификатор «испытывать
определенное эмоциональное состояние или отношение»; «быть, находиться в
определенном эмоциональном состоянии»), б) как становление состояния или
отношения (идентификатор «прийти в определенное эмоциональное состояние»), в)
как каузацию эмоционального состояния или отношения (идентификатор
«вызвать/привести в определенное эмоциональное состояние или отношение»).
Соответственно выделяются классы слов:
- бытийного эмоционального состояния или отношения;
- становления эмоционального состояния или отношения;
- эмоционального воздействия.
Существенной оказывается и такая особенность исследуемых единиц, как наличие в
их семантике компонента «выражать, проявлять какое-л. эмоциональное состояние,
отношение». Эмотивная семантика глагола задает данный признак, поскольку
«выражение» эмоции представляет одну из необходимых характеристик исследуемого
денотата.
Наибольшие словообразующие возможности в области именных дериватов выявлены у
глаголов в о з д е й с т в и я. Совмещение в семантике таких эмотивов
логического значения каузации с указанием на психическое состояние объекта
(лица), возникающее под влиянием причины, названной в субъекте, наличие
признака активности действия стимулирует их деривационные возможности (мучить ®
мучение, мука, мучительство, мученик, мучитель, мучительный; искушать ®
искушение, искуситель, искусительный, искушенный; хвалить ® хвала, хвальба,
хвалитель, хвалительный, хвалебный, хваленый; надоедать ® надоедание, надоеда,
надоедала, надоедный, надоедливый; см. также истязать, ругать, оскорблять,
пугать, баловать, ласкать и пр.). Содержательно-валентностная характеристика
глаголов воздействия определяет качественное и количественное наполнение
парадигм, семантическое развитие дериватов. Так, в категории «имя лица»
двусубъектность глаголов данного семантического класса обусловливает наличие
дериватов со значением субъекта (обольститель, утешитель, потешник, приставала,
пленитель, угодник, обожатель и пр.) и объекта действия (мученик, посмешище,
баловень, неженка). Связь эмотивных глаголов воздействия с полями речи и
поведения (насмехаться, шутить, угодить, льстить, прилипать и пр.) дополняет их
семантическую структуру компонентом «высокая степень активности» субъекта
действия. На словообразовательном уровне это находит проявление в
словообразовательных параллелях агентивных субстантивов с субъектными
прилагательными: насмехаться ® насмешливый и насмешник; ворчать ® ворчливый и
ворчун; брюзжать ® брюзгливый и брюзга; шутить ® шутливый и шутник; угодить ®
угодливый и угодник; придираться ® придирчивый и придира; прилипать ®
прилипчивый и прилипала; льстить ® льстивый и льстец.
В сфере имен действия-состояния деривационная активность глаголов воздействия
проявляется в развитии многозначности дериватов. Так, во вторичных ЛСВ
субстантивов может актуализироваться значение причины эмоции. Ср.:
искусить
искушение
Соблазнить, прельстить ®
®
1. Действие по знач. глаг. искушать -искусить
Ї
2. То, что прельщает, влечет к себе своей доступностью; соблазн (устоять перед
искушением)
унизить
унижение
Задеть, оскорбить чье-л. ®
самолюбие, достоинство,
поставить в унизительное положение кого-л.
1. Действие по глаг. унизить и сост. по глаг. унизиться
- Київ+380960830922