Ви є тут

Комплексна оцінка стану здоров'я дітей раннього віку, які мешкають в умовах промислового міста

Автор: 
Крамаренко Наталія Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001795
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования. Статистическая обработка

В условиях Приднепровского региона была проведена комплексная оценка физического, нервно-психического развития, а также клинического и иммунологического статуса у детей первых трех лет жизни за период 1995-2000 г.г.
Оценка физического развития проводилась на основании антропометрических параметров, таких как длина тела, масса тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Для оценки уровня физического и гармоничного развития детей нами использовались унифицированные методики: непараметрический (центильный) метод [34, 36, 37, 178] и параметрический - вариационной статистики [133].
В соответствии с методикой центильной оценки, область "очень низких" значений показателей занимает диапазон до 3-его центиля, "низких" значений - от 3 до 10 центиля, "ниже среднего" - от 10 до 25 центиля, "средний" уровень - от 25 до 75 центиля, "выше среднего" - от 75 до 90 центиля, "высоких" значений - от 90 до 97 центиля и область "очень высоких" значений - выше 97 центиля. В случае, если разность центильных (сигмальных) "коридоров" между любыми из трех показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) не превышала единицу, говорили о гармоничном физическом развитии, если разность составляла 2 и более, то развитие ребенка считалось дисгармоничным.
Определение соматотипов проводилось согласно схеме Р.Н.Дорохова и И.И.Бахраха (1986) с выделением трех соматотипов: микросоматического, мезосоматического, макросоматического [37, 56]. Если сумма номеров "коридоров" центильной шкалы длины тела, окружности грудной клетки, массы тела была меньше или равна 10 баллам, то ребенок относился к микросоматическому типу (физическое развитие - ниже среднего); при сумме от 11 до 15 баллов - к мезосоматическому типу (физическое развитие - среднее); при сумме от 16 до 21 - к макросоматическому типу (физическое развитие - выше среднего). Кроме того, определение соматотипов проводилось по Ю.Князеву с выделением девяти морфотипов по центильным таблицам длины и массы тела [112]. Согласно классификации, ребенку определялась:
- при нормальной длине и массе тела - нормосомия;
- при избыточной массе и нормальной длине тела - пахисомия;
- при нормальной длине тела и дефиците массы - лептосомия;
- при избыточной длине тела и избыточной, но соответствующей данной длине массе - гиперсомия;
- при нормальной массе тела и избыточной длине тела - макросомия;
- при дефиците длины тела и дефиците массы тела, но соответствующей данной длине - гипосомия;
- при нормальной массе тела и дефиците длины тела - микросомия;
- при избыточной массе и дефиците длины тела - микропахисомия.
Для оценки уровня нервно-психического развития детей в возрасте до трех лет использовался комплексный количественно-качественный метод диагностики, рекомендованный ЦОЛИУВ [156, 161], и метод комплексной оценки уровня нервно-психического развития детей от 0 до 6 лет с помощью центилей, согласно В.В. Юрьеву и соавт. (1998) [141 ].
Нервно-психическое развитие исследовали согласно декретированному возрасту: у детей первого года жизни - ежемесячно, от одного года до двух лет - ежеквартально, от двух до трех лет - 1 раз в полугодие (прил. В, Г, Д).
В комплексной оценке нервно-психического развития использовали выделение ряда подуровней: сенсорного развития, общей моторной деятельности, ручной умелости, речевого развития (раздельно учитывалась активная и понимаемая речь), социальной адаптации. При оценке каждого подуровня пользовались набором навыков и умений, позволяющим систематизировать получаемые данные. Определялось соответствие нервно-психического развития возрасту или, наоборот, его опережение, отставание (на 1 эпикризный срок), или задержка (на 2 и более эпикризных срока) [156, 161]. Согласно В.В.Юрьеву и соавт. (1998) [141], нервно-психическое развитие ребенка оценивалось соответственно возрасту, если ребенок владел навыками, ограниченными 25-75 центильными линиями по каждому из подуровней. При наличии навыков, выходящих за линию 25 % - развитие оценивалось как опережение; при отсутствии навыков, выходящих за линию 75 % - как отставание, а при отсутствии навыков, выходящих за линию 90 % - задержка нервно-психического развития.
Для оценки состояния здоровья детей раннего возраста использовались клинические и параклинические методы обследования. Клинические методы включали осмотр ребенка, а также классические методы перкуссии, пальпации, аускультации органов, сбора анамнеза жизни.
Данные о течении беременности, родов, состоянии здоровья родителей, их возрасте, профессиональной вредности, о течении периода новорожденности, развитии и состоянии здоровья ребенка, о его вскармливании и вакцинации получены методами интервью с родителями и выкопировки информации из истории развития ребенка (ф.112-у). Были использованы специально разработанные скрининг-карты и анкеты для родителей (прил. А, Б).
Полученные данные (анамнез, осмотр детей, результаты исследований) вносились в компьютерную базу данных для статистического анализа.
Детям проводились следующие лабораторные исследования: общий анализ крови и мочи, исследования кала на копрограмму и дисбактериоз, мазок из зева и носа на флору, иммунологическое исследование крови.
Показатели клеточного иммунитета оценивались методами спонтанного (Е-РОК) и комплементарного (М-РОК) розеткообразования по M.Jondal [253] в модификации А.Н.Чередеева с соавторами [219] с учетом степени авидности по B.Elliot [247]. Малорецепторными (Ем-РОК) считали лимфоциты, которые фиксировали от 3 до 6 бараньих эритроцитов, среднерецепторными (Еср-РОК) - 7-10 эритроцитов и многорецепторными (Емн-РОК) считали лимфоциты, которые фиксировали более 10 бараньих эритроцитов. Идентификация "активных" Т-лимфоцитов (Еак-РОК) проводилась по R.Smith et al. [233].
Провед