Ви є тут

Прояв та корекція ризику у студентів, які навчаються за різними освітньо-професійними програмами

Автор: 
Вдовіченко Оксана Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U001870
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ РИСКА У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
2.1. Выбор и разработка методов исследования. Организация и условия проведения исследования
Для исследования различных проявлений риска нами предварительно обобщались различные методики [12, 46, 74, 98, 116, 123, 124, 159, 161, 169, 171, 172 и др.]. При разработке, адаптации и выборке методов исследования мы опирались на те, которые получили определённое распространение для исследования риска в экспериментальной психологии. При этом мы исходили из того, чтобы данные методики были, во-первых, валидными; во-вторых, соответствовали возрастным особенностям; в-третьих, давали возможность оценить уровень проявления риска. На предварительном этапе одним студентам были предложены методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса и диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач Т.Элерса (2000), личностный опросник Р.Кеттелла (1966), однако они оказались мало информативными. Другим студентам были предложены личностный опросник FPI, форма "В", в адаптации А.А.Крылова, Л.И.Вансовской, В.К.Гайдая, В.К.Гербачевского и других (1990), опросник динамических проявлений личности Г.Ю.Айзенка (1996), методика оценки эмоциональной зрелости личности А.Я.Чебыкина (1990). В окончательный вариант для проведения исследования были отобраны: методика диагностики степени готовности к риску Шуберта [123], методика оценки склонности к риску (авторы Р.Хизрич и М.Питерс) [171], тест личностной предрасположенности и стремления к риску [169], а также опросник, определяющий проявление риска в разных сферах деятельности, разработанный нами специально для данного исследования.
Рассмотрим кратко основное содержание избранных методик:
1. Методика "Диагностика степени готовности к риску", предложенная Шубертом (2000), для оценивания степени своей готовности совершать рискованные действия. Содержит 25 вопросов (см. приложение В), согласно условиям методики, испытуемому предлагается при ответе на каждый из вопросов поставить соответствующий балл по следующей схеме:
а) 2 балла - полностью согласен, полное "да";
б) 1 балл - больше "да", чем "нет";
в) 0 баллов - ни "да", ни "нет", нечто среднее;
г) -1 балл - больше "нет", чем "да";
д) -2 балла - полное "нет".
Затем подсчитывается сумма набранных баллов и определяется степень готовности к риску:
а) свыше 20 баллов характеризует высокую склонность к риску;
б) соответственно от -10 до 10 - среднюю;
в) меньше -30 баллов - низкую склонность к риску;
2. Тест "Склонность к риску", разработанный Р.Хизричем и М.Питерсоном (1992). Состоит из 10 вопросов (см. приложение В), на которые необходимо ответить либо "да", либо "нет". Если вопросы 2, 5 и 9 являются утвердительными, то это указывает на отсутствие склонности к риску.
3. Тест "Любите ли вы риск", предложенный В.В.Черкасовым (1996), ориентирован на определение удовольствия и стремления к риску. Данная методика состоит из двух частей. В первой части необходимо ответить на 14 вопросов (см. приложение В), распределяя ответы по четырём категориям: часто, иногда, редко, никогда. Вторая часть содержит 18 вопросов (см. приложение В), и на каждый из них надо ответить однозначно: согласен или не согласен. Для обработки используется ключ (см. табл. Д. 2.1 и Д. 2.2), на основании которого определяются такие уровни стремления к риску:
а) 109-137 баллов - высокий;
б) 63-108 баллов - средний;
в) 22-62 балла - низкий.
4. Методика "Способны ли вы идти на риск", предложенная М.Л.Любавиным (1992), направлена на выявление личностной предрасположенности к риску. Состоит из 5 вопросов (см. приложение В), из которых необходимо выбрать один вариант ответа. Используя ключ расшифровки данных (см. табл. Д. 2.3), суммируйте баллы и определите уровень риска:
а) 18 и выше баллов - высокий;
б) 11-17 баллов - средний;
в) 4-10 баллов - низкий.
Полученные на основании указанных выше методикам данные позволяют дифференцированно подойти к оценке выраженности риска у испытуемых. Условно его можно структурировать по 4 уровням: высокий (В), выше среднего (ВС), средний (С) и низкий (Н)?.
5. Специально разработанный нами опросник (см. приложение В) включает 8 утверждений и ориентирован на выявление предпочитаемых сфер рискованной деятельности. Из первых четырёх утверждений необходимо выбрать один вариант ответа, в остальных утверждениях ответ формируется процессом ранжирования предпочитаемого выбора, исходя из жизненного опыта. Также здесь испытуемому необходимо осуществить ранжирование по степени предпочтения сфер деятельности.
6. Личностный опросник FPI, форма "В", адаптирован А.А.Крыловым, Л.И.Вансовской, В.К.Гайдай, В.К.Гербачевским и другими (1990) с учётом опыта построения и применения широко известных опросников 16PF, MMPI, FPI и других. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника 1-9 являются основными или базовыми, а 10-12 - производными, интегрирующими.
Шкала F1 (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала F2 (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала F3 (депрессивность) даёт возможность диагностировать признаки, характерные для