Раздел 2. Особенности официального толкования закона в Украине. 103
2.1. Понятие, признаки и виды официального толкования закона. 103
2.2. Соотношение официального и доктринального толкования. 140
2.3. Акты официального толкования: понятие, формы и классификация. 154
Выводы. 182
Список литературы 186
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется значением происходящих в Украине
демократических преобразований, направленных на формирование гражданского
общества и правового государства, которые предъявляют новые требования к
функционированию национальной правовой системы, процессу реализация права,
неразрывно связанного с таким видом интеллектуальной деятельности как
толкование нормативно-правовых предписаний. Реальное воплощение конституционно
закрепленного принципа верховенства права напрямую зависит не только от того,
насколько точно правотворческие органы сумеют отразить в своих
нормативно-правовых актах специфику становления украинского общества,
особенности его культуры, менталитета, соединив их с общими закономерностями
развития права, но и с тем насколько затем адекватно нормативные предписания
будут отражены в сознании субъектов права. Нормы права могут быть эффективным
регулятором общественных отношений только при условии, что они, будучи
отраженными в индивидуальном, групповом и общественном сознании, единообразно и
правильно восприняты и поняты людьми, что всегда является результатом
установления их содержания, как следствия соответствующей интерпретационной
деятельности.
Практика правореализации показывает, что достаточно распространенными являются
факты неоднозначной, противоречивой, ошибочной интерпретации актов
законодательства. В одних случаях это результат “добросовестного заблуждения”,
причиной которого является неясность, недостаточная четкость формулировок
юридических норм или же низкий уровень правовой культуры лиц, являющихся
субъектами реализации. В других случаях наблюдается умышленное искажение смысла
законодательных положений в угоду личным или ведомственным интересам
правоприменителя. Все это, безусловно, ведет к снижению эффективности правового
регулирования.
Важным средством обеспечения адекватного понимания и применения законодательных
актов является официальное толкование закона. Устанавливая действительный смысл
нормативного предписания, субъект официального толкования устраняет перекосы
юридической практики, обеспечивает стабильность урегулированных правом
общественных отношений, единство законности и правопорядка.
В годы т.н. советского периода развития юриспруденции данная тема не оставалась
без внимания юристов-ученых. Так, благодаря усилиям Н.Н. Вопленко, П.Е.
Недбайло, А.Ф. Черданцева, В.В. Лазарева и многих других вопросы официального
толкования были исследованы достаточно глубоко и всесторонне. Однако
происшедшие в нашем обществе изменения однозначно требуют переосмысления,
переоценки многих положений теории толкования, разработанной в СССР.
Необходимо в известной мере учесть в этом плане также опыт, который накоплен и
вне постсоветских республик, прежде всего, опыт современных западноевропейских
демократических государств.
Проблематика толкования в современных условиях актуализирована во многом и
появлением в механизме государства новых органов, которые могут быть субъектами
того или иного вида официального толкования (например, Президент Украины,
Конституционный Суд Украины). В работах советских и дореволюционных ученых в
силу объективных причин отсутствуют положения о подобных органах, между тем
многие вопросы, связанные с определением их места в государственном аппарате,
структурированном, прежде всего, с учетом принципа разделения ветвей власти, с
юридической силой даваемого ими толкования, нуждаются в научном исследовании.
Динамизм общественных отношений в современный переходный период развития
государства и общества приводит к тому, что качественные показатели
законодательства не соответствуют количественным, оно нередко отстает от
потребностей юридической практики, изобилует пробелами, коллизиями, поэтому
разобраться в нем без официального толкования часто довольно затруднительно. В
связи с этим актуальным является вопрос о том, в каких пределах допустима
адаптация законодательства к изменяющимся условиям общественной жизни путем его
официального толкования. Достаточно актуальным является также вопрос о
юридической природе актов официального толкования в связи с современными
представлениями об источниках (формах права).
Существует не мало и иных вопросов, анализ проблематики которых, в связи с их
актуальностью, имеет место в содержании данного диссертационного исследования.
Связь работы с научными программами, планами, темами.
Тема диссертационного исследования соответствует государственным планам и
программам Верховной Рады Украины (Государственно-правовая реформа в Украине),
“Основным направлениям научных исследований в сфере государства и права на
1998-2000 годы”, утвержденным общим собранием Академии правовых наук Украины 19
марта 1998 г., “Тематике приоритетных направлений фундаментальных и прикладных
исследований высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД
Украины на период 2002-2005 гг.”, утвержденной приказом МВД Украины от 30 июня
2002 г. №635, и Главным направлениям научных исследований Национального
университета внутренних дел на 2001-2005 гг., одобренным Ученым Советом
Национального университета внутренних дел (г. Харьков) (Протокол №3 от 23 марта
2001 г.).
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы на
основе изучения науч
- Київ+380960830922