РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Общая характеристика методов исследований
Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы исследований.
1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы.
2. Педагогические методы исследования и эксперимента.
3. Медико-биологические методы исследования.
4. Вычислительные, статистические и другие методы количественного анализа и формализованного представления данных.
2.1.1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы
Изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной научно-методической литературы позволили рассмотреть имеющиеся научно-практические разработки в подготовке лыжников. В изучаемую литературу были включены работы по общим вопросам теории и методики физического воспитания и спорта ?93, 95, 116, 117, 120 и др.), теории ошибок наблюдений ?15, 81, 143 и др.?. Была проанализирована литература, касающаяся проблем воспитания скоростных и силовых качеств спортсменов ?10, 48, 144 и др.?, а также специальная литература, связанная с особенностями организации и проведения комплексного контроля в спорте ?44, 52, 154 и др.?.
Отсутствие конкретных и комплексных исследований по построению тренировки лыжников, готовящихся к соревнованиям по спринту в подготовительном периоде с использованием различных средств подготовки и их взаимосочетаний, позволило нам рассмотреть данные вопросы с точки зрения других циклических видов спорта ?17, 23, 71, 89 и др.?
Значительный интерес представляли работы, содержащие сведения из спортивной анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, психологии.
Всего было изучено 232 литературных источника, из них 58 иностранных публикаций.
Аналитический обзор литературы представлен в 1 разделе работы. Нами оценено состояние теоретической и экспериментальной разработки проблемы подготовки в лыжных гонках и в частности в подготовительном периоде. Выявлены и определены основные направления по изучаемой проблеме. На основе изучения имеющихся исследований выявлено отсутствие научных работ в лыжных гонках, затрагивающих подготовку спортсменов к соревнованиям как на длинные, так и на короткие дистанции, что позволило нам определить методологию исследований.
2.1.2. Методы педагогического исследования и эксперимента
Интервьюирование и опрос тренеров и спортсменов
При обобщении опыта передовой спортивной практики учитывались точки зрения ведущих украинских и зарубежных тренеров и спортсменов. Интервьюирование и опрос проводились в основном в форме личных бесед, а также по разработанным опросникам с целью выявления мнений по ряду вопросов: а) физические качества необходимые лыжнику для успешного выступления в соревнованиях по спринту; б) средства и методы тренировки применяемые при подготовке к спринтерской гонке; в) система соревновательной деятельности квалифицированных лыжников с учетом участия в соревнованиях по спринту; г) тактика спринтерской гонки; д) причины плохого выступления украинских лыжников в спринтерских соревнованиях и др. Данные опроса помогли глубже и разностороннее изучить и обобщить интересующие нас вопросы.
Сбор анкетных данных, а также беседы с тренерами и спортсменами проводились в процессе соревнований и тренировочных сборов в городах Харьков, Сумы, Чернигов, Киев, УСБ "Тысовец", Кировск (Россия), Воронеж (Россия), Закопане (Польша), Червиния (Италия), Рамзау (Австрия) и др. Всего были опрошены более 200 тренеров и спортсменов.
Анализ дневников самоконтроля и тренировочных планов. Содержание дневника взято из работ ?103, 126? и дополнено нами. Всего проанализировано более 70 дневников учета тренировочного процесса лыжников-гонщиков имеющих спортивный разряд КМС и выше, включая и членов сборных команд Украины.
Кроме этого изучены годовые и перспективные тренировочные планы Центра Олимпийской подготовки "Темп", Харьковской областной школы высшего спортивного мастерства и сборных команд Украины по лыжным гонкам.
Педагогические наблюдения. На всех этапах выполнения диссертационной работы нами использовался метод педагогических наблюдений ?6, 16, 43, 97?. Объектом этих наблюдений были тренировочные занятия с квалифицированными лыжниками-гонщиками. В ходе таких наблюдений собирался, а потом анализировался материал о содержании, направленности и порядке использования специальных средств в подготовке спортсменов.
Наблюдением необходимо было выявить эффективность использования различных скоростно-силовых упражнений в подготовке лыжников. Проводились наблюдения за изменениями параметров техники (длина и частота шагов) при передвижении на лыжах и лыжероллерах с различной скоростью и на подъемах различной крутизны. В ходе экспериментов наблюдалась общая и специальная работоспособность лыжников.
Хронометраж производился для фиксации времени прохождения соревновательных и тренировочных дистанций и отдельных ее участков. Также в педагогических экспериментах фиксировались результаты беговых тестов и тестов на лыжах и лыжероллерах.
Киносъемка проводилась аппаратом "Красногорск-3" с электрическим приводом с частотой съемки 48 кадров в секунду. Для уменьшения погрешности измерений и вычислений одновременно с киносъемкой оптико-электронным секундомером фиксировали время преодоления спортсменом исследуемого отрезка дистанции (t1), поскольку частота съемки (n1) не всегда соответствует заданной (n2), истинная частота съемки определялась по формуле:
,
где t2 - время преодоления исследуемого участка, определенного по кинограмме.
Для определения реального расстояния, пройденного лыжниками, параллельно плоскости движения устанавливалась разметочная рейка с учетом отдаления от плоскости ее движения (рис.2.1). Чтобы найти искомое расстояние (АВ) необходимо определить стороны треугольника по следующей формуле:
Во избежание перспективных искажений, которые зависят от угл