Ви є тут

Лексема предел та її деривати в сучасній російській мові: структурно-семантичний та функціонально-комунікативний аспекти.

Автор: 
Гавриленко Юлія Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003600
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ДЕРИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСЕМЫ ПРЕДЕЛ
2.1. Словообразовательное гнездо как комплексная языковая единица
Наряду с лексико-семантическими, тематическими и подобными объединениями слова в системе языка могут группироваться на основе словопроизводства [209, 36], образуя словообразовательные гнезда (СГ). Критерием такого рода объединений являются отношения порождения. Под СГ понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся смысловой и материальной общностью [209, 36]. Добавим к этому, что отношения производности, связывающие совокупности слов, рассматриваются на синхронном срезе, что и отличает словообразовательное гнездо от этимологического. По мнению Ю.Сорокина, словообразовательным гнездом слов "являются не вообще все слова, исторически связанные единством происхождения, а лишь те, у которых эти связи остаются открытыми, осознаваемыми" [194, 181]. Проиллюстрируем это утверждение двумя словарными статьями из КЭС, имеющими непосредственное отношение к нашему материалу.
Определить. Образовано с помощью приставки о- от прЬдЬлити - "положить прЬдЬл", суффиксального производного от прЬдЬл - "граница" (с.311).
Распределить. Вероятно заимс. из ст.-сл.яз. В ст.-сл.яз. образовано с помощью префикса рас- ... от прЬдЬлити - "разделить", зафиксированного в памятниках XIII в. и являющегося производным от прЬдЬл (с.383).
Отсутствие в современном русском языке глагола пределить, вытесненного его синонимом граничить, привело к разрыву исконных словообразовательных связей. В результате этого глаголы определить, распределить и их производные в словообразовательном отношении не связываются на современном этапе со словом предел. Тем не менее, в силу сохраняющейся семантической общности они остаются в лексическом (словарном) гнезде слова предел, если под лексическим гнездом понимать совокупность лексических единиц, объединяемых лексическими отношениями, в т.ч. и словообразовательными [63, 39].
Как единица словообразовательной системы языка, СГ в структурном отношении представляет собой сложное образование парадигматического характера. Его отличительным свойством является иерархичность компонентов, обусловленная многоступенчатым характером русского словообразования. Гнездо может состоять только из одного производного, однако чаще СГ включает несколько подгнезд, образуемых вершинным словом и его дериватами.
Любой дериват I ступени словопроизводства может быть производящим для "собственных" производных, которые, тем не менее, не теряют связи с вершинным словом гнезда. В этом смысле каждое подгнездо представляет собой словообразовательную парадигму (СПг) - основную структурную единицу СГ в парадигматике.
В специальной литературе нет, однако, единого понимания СПг. Она трактуется, например, как часть гнезда, образуемая совокупностью всех производных одного производящего [209, 47], или как "множество родственных слов, содержащих общую основу и все аффиксы, которые могут к ней присоединяться" [227, 81]. В настоящей работе принимается точка зрения Е.Земской, согласно которой СПг - это "совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства" [81, 71].
В исследованиях по деривационной парадигматике используется понятие типовой словообразовательной парадигмы [232], рассматриваемой как обобщенный комплекс потенциально возможных производных, построенных по схемам деривационных типов, которые являются регулярными для данного лексико-грамматического разряда слов. Такая парадигма формируется с учетом лексико-грамматических производных (глаголы, имена существительные, прилагательные и наречия) и их словообразовательного значения. Детальное освещение проблем деривационной парадигматики выходит за рамки нашей работы, поэтому ограничимся здесь лишь отдельными, существенными для освещения анализируемых в ней проблем замечаниями.
СГ с вершинным словом предел, зафиксированное в Словаре Тихонова [209, Т.1, 810] и условно обозначенное нами как "системное" СГ, состоит из пяти словообразовательных парадигм, которые приводятся ниже (жирным шрифтом выделены форманты, участвующие в словопроизводстве).
1. Предел - предель-н-(ый), предель-щик, предель-честв-о, предель-ческ-ий, бес-предель-н-(ый), за-предель-н-ый, небес-предель-н-ый, со-предель-н-ый, мног-о-предель-н-ый.
2. Предельный - предельн-о, предельн-ость.
3. Предель-щик - предель-щиц-а.
4. Беспредельный - беспредельн-о; беспредельн-ость, не-беспредельный.
5. Сопредельный - сопредельн-ость.
Обращает на себя внимание включение прилагательного небеспредельный как полиструктурного деривата в две парадигмы - с производящими предел и беспредельный. В то же время существительное беспредельность фиксируется лишь как производное от беспредельный, хотя наряду с указанным производящим предел формально возможна и иная словообразовательная модель: беспредельность < предельность, так же, как и беспредельный < предельный. Отсутствуют в этом СГ слово беспредел и его производные, уже активно функционирующие к моменту выхода Словообразовательного словаря (1985 г.) в социолектах.
В связи с рассмотрением СГ неизбежно возникает вопрос о степени полноты гнезда, прежде всего с синхронной точки зрения. А.Тихонов подчеркивает, "что словообразовательный словарь, в отличие от толковых словарей, требует лексической полноты (выделено нами. - Ю.Г.) гнезд", т.к. это дает "больше возможностей точнее определить место каждого слова в гнезде, правильно установить его живые связи с другими однокорневыми словами и выявить его словообразовательную структуру" [209, 9]. Именно поэтому составитель Словаря, по его собственным словам, выборочно использовал для словника, кроме толковых, также некоторые специальные (энциклопедические и терминологические) словари, а также материал художественной литературы и периодики. Именно такой подход к отбору материала словообразовательного словаря позволяет, на наш взгляд, наиболее полно представить