Глава ІІ
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕДИНИЦ
МИКРОСИСТЕМЫ РУССКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ
Феномен танца является значительным в концептуальной и языковой картинах мира человека. Языковая картина мира включает в себя значения, представленные концептами. В лингвистической литературе существует множество определений концепта.
Е.И.Ярославцева и А.И.Новиков определяют его "как выработанную общественной практикой совокупность существенных и специфических свойств предметов, отличающих их от других предметов" [133, с.72]. По их мнению, концепт это часть понятия, "которая является общей для некоторого числа носителей языка и находится в отношениях оппозиции с другими концептами, тем самым реализуя потенции противопоставления, вытекающие из их дифференциально-общего характера" [133, c.72]. Концепт соотносится с определенной сферой знания, с конкретным тематическим полем. В концепт включаются только те свойства предмета, которые являются важными для данной области человеческой деятельности. Отсюда, делают вывод ученые, одна и та же реалия, рассматриваемая в разных сферах деятельности, имеет разные концепты.
Л.Тондл под концептом понимает "сконструированный или постулированный абстрактный объект с определенными свойствами" [195, с.178]. Данный термин является общим обозначением не только для того, что в повседневной речи выражается термином "свойство", "отношение", но и для того, что этому соответствует у индивидуума. Другие исследователи, например, М.В.Никитин [см.: 130], называют концептом любую дискретную содержательную единицу (образ) сознания. Концепты могут быть отражением реальных сущностей, а могут в той или иной мере твориться самим сознанием, т. е. быть конструкторами самого сознания. Концепты это прежде всего представления и понятия.
Как утверждает Р.И.Павеленис, процесс познания человека, который состоит в развитии его умения ориентироваться в мире, является процессом образования смыслов, или концептов, как процесс построения информации об объектах познания. "Эта информация относительно актуального или возможного положения вещей в мире (то есть то, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира)" [139, с.102] и является тем, что ученый называет концептом. Более строго, продолжает Р.И.Павиленис, концепт следует рассматривать "как интенсиональную функцию, определяющую множество объектов, или предметов" [139, с.102].
По мнению В.Н.Телии, специфика концепта заключается в том, что он включает в себя не только существенные признаки предмета или явления, но и все те, "которые в данном языковом коллективе заполняются знанием о сущности, необходимо получает культурно-национальную прописку" [190, c.96]. Под этим понятием названная исследовательница понимает полный объём знаний об объекте действительности.
Понятие концепта отвечает представлению о значениях, которыми пользуется человек и которые отражают знания, опыт, а также результаты всей человеческой деятельности и процессы познания мира в виде квантов знания. Как отмечает Т.А.Космеда [86, с.151], концепты возникают в процессе построения высказывания, передачи информации о предметах или явлениях и содержат в себе объективную или же субъективную информацию, поэтому одни и те же явления, предметы, понятия могут оцениваться положительно или отрицательно.
Концепты объединяются на определенном ментальном уровне, называемом концептуальной системой, которая "конструируется еще на довербальной стадии существования человека, формируется на протяжении развития человечества, воплощаясь в языковые формы..." [86, с.151].
Н.С.Новикова и Н.В.Черемисина отмечают, что "концепт" нередко использовали в науке как синоним к термину "понятие". Но в последнее время эти термины начали разграничивать [134, c.40-41]. Термин "понятие" в основном употребляется в логике, философии и языкознании, а "концепт" - в математической логике и культурологии.
По определению Ю.С.Степанова, "концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека" [183, c.40]. С помощью концепта человек, как известно, входит в культуру. Сама культура определяется как "совокупность концептов и отношений между ними" [183, c.40]. Человек проходит сквозь культуру, он ею пронизан и это пронизывание осуществляется в виде ментальных образований - концептов.
Как считает Е.С.Кубрякова, концепт - это термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отражённой в человеческой психике [96, c.90]. Данное понятие отвечает представлению о смыслах, которыми пользуется человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знания, а также результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде "квантов" знания. Концепт возникает в процессе построения информации об объекте, причём эта информация включает сведения об объективном положении дел в мире и о воображаемых мирах.
Концепт, фиксируя определенный уровень знания, обладает комплексом признаков, относящихся к области идеального. "В условиях текста концепт рассматривается как "сжатие" смыслового кода: в одном слове может быть заключено объемное идеальное содержание, обобщенное представление о духовных ценностях" [168, с.99]. В качестве "культурного слова, отражающего необыденное сознание" [168, с.99], трактовка концепта требует выхода за пределы одного лишь текста и подключения экстралингвистических признаков.
А.Вежбицкая [см.: 43] рассматривает концепт как комплекс культурно-обусловленных представлений о предмете. Данное определение используется в работе в качестве основополагающего, однако принимаются во внимание и точки зрения других ученых, в частности таких, как В.Н.Телия, Е.С.Кубрякова, Ю.С.Степанов.
2.1. Ключевые концепт