РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ методов определения конкурентоспособности
Своевременная адаптация предприятий к конкурентным условиям нестабильной и изменчивой внешней среды должна проводиться в процессе всестороннего и постоянного анализа деятельности конкурентов, собственного стратегического потенциала и оценки эффективности его использования, а также определения положения предприятия на рынке товаров и услуг относительно конкурентов, т.е. оценки конкурентоспособности предприятия.
При изучении сложных, взаимосвязанных проблем используется метод системного анализа, получивший широкое применение в различных сферах научной деятельности человека, и, в частности, - в логике, математике, общей теории систем.
В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями. На базе этого понятия производится учет связей, используются количественные сравнения всех альтернатив для того, чтобы выбрать наилучшее решение, оцениваемое каким-либо критерием.
Системный анализ используется для исследования таких сложных систем, как экономика отдельной отрасли, промышленное предприятие, объединение, при планировании и организации технологии строительных процессов, выполняемых несколькими предприятиями и др. [92].
Таким образом, если рассматривать предприятие, а в частности - дорожно-строительное - как исследуемую систему, то суперсистемой для него будет являться внешняя среда предприятия - отрасль, экономика региона, национальная экономика государства в целом. Совокупное влияние всех групп факторов внешней среды формирует тот или иной уровень нестабильности и, как следствие - целесообразность применения на предприятии определенной системы (или вида) управления [28,83,85,112].
Степень неустойчивости внешней среды должна оцениваться руководством предприятия и в части конкурентных позиций на рынке, чтобы успеть отреагировать на возможные изменения в будущем.
Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. И для того, чтобы понять сущность экономических аспектов конкуренции, необходимо ответить на весьма важный для разработки стратегии вопрос: что необходимо предпринять для захвата лидерства в конкурентной борьбе, или что такое конкурентоспособность предприятия и как ее обеспечить.
В разделе 1 было определено понятие конкурентоспособности предприятия как способность к получению синергического эффекта от рационального использования имеющихся и вновь создаваемых в процессе реализации стратегии развития конкурентных преимуществ.
Существование множества подходов к исследованию понятия конкурентоспособности предопределили наличие достаточно большого числа методов, используемых для ее оценки.
Ю.Б. Иванов [53] разделяет все применяемые методы определения и оценки уровня конкурентоспособности на шесть групп, тем самым подчеркивая множественность методических подходов:
1. Методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ;
2. Методы, базирующиеся на теории равновесия предприятия и отрасли;
3. Методы, построенные на основе теории эффективной конкуренции;
4. Методы, основанные на теории качества товара;
5. Матричные методы оценки конкурентоспособности;
6. Интегральный метод.
В теории и практике также существуют: метод, основанный на теории мультипликатора [65,146], метод определения позиции в конкуренции с точки зрения потенциала предприятия [26,27,101], метод таксономии [72,98] и метод радара конкурентоспособности [10,126].
Одним из наиболее распространенных является метод анализа сравнительных преимуществ, подразумевающий сопоставление идентичных параметров конкурирующих предприятий. В качестве сравниваемых критериев могут выступать уровень издержек производства, объем и норма прибыли, объем продаж, доля на рынке. Как правило, использование объемных показателей позволяет сравнить масштабность деятельности анализируемых предприятий, но необходимо учитывать, что конкурентные позиции определяются не столько масштабами, сколько эффективностью производственно-хозяйственной деятельности, поэтому предпочтительно в качестве критерия использовать оценки таких показателей, как норма прибыли или рентабельности. Но и эти показатели не в состоянии полностью отразить конкурентное положение предприятий и характер его изменения, поскольку тенденция снижения уровня рентабельности по причине расширения сферы деятельности скорее свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия. К недостаткам данного метода можно отнести статичность получаемых оценок, а также невозможность учета степени эффективности процесса адаптации предприятия к условиям внешней среды и уровня конкурентоспособности предприятия и результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Изучение уровня конкурентоспособности на базе теории равновесия предприятия и отрасли А. Маршалла [76] и теории факторов производства является следующим возможным методом, критерием оценки конкурентоспособности в котором служит наличие у предприятия-производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов, производительностью. В качестве анализируемых показателей используются процентные ставки по кредитам, относительные стоимости закупаемого оборудования, материальных ресурсов, ставки заработной платы; причем наблюдается обратная зависимость - чем ниже уровень показателей относительной стоимости факторов производства у определенного предприятия, тем прочнее расцениваются его позиции в конкуренции. При этом под равновесием подразумевается положение, когда у производителя отсутствуют стимулы для перехода в другое состояние. Преимущественным недостатком такого подхода является отсутствие адаптационных характеристик предприятия, т.е. влияния факторов внутренн
- Київ+380960830922