Ви є тут

Аскетизм як принцип саморозвитку та самореалізації особистості

Автор: 
Сідак Людмила Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000039
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОФИЦЕРОВ-ВЫПУСКНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Теоретический анализ сущности социально-психологической адаптации офицеров к деятельности в особых условиях показал, что в этом динамическом процессе существуют определенные закономерности. Средством эмпирического выявления и изучения ее сущности, закономерностей и динамики может служить комплекс методик, ориентированных на внутреннюю сферу личности офицера-выпускника.
Теоретическое исследование также показало, что одним из путей преодоления адаптационных затруднений, которые возникают у офицеров-выпускников в процессе социально-психологической адаптации, является психолого-педагогическое воздействие командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов частей на психику офицеров, с целью коррекции их поведения и деятельности в особых условиях.
Экспериментальное исследование позволяет определить направления по совершенствованию индивидуально-психологических особенностей офицеров-выпускников и формированию у них уровней социально-психологической адаптации, адекватных требованиям деятельности в особых условиях.

2.1. Общая характеристика методов исследования и групп обследуемых

В современных условиях развития Вооруженных Сил военнослужащим нередко приходится выполнять учебно-боевые задачи в особых и экстремальных условиях, характеризующихся воздействием стресс-факторов, вызывающих большие физические и психические нагрузки [10,12,17,65,179]. Наиболее подвержены негативному воздействию стресс-факторов офицеры-выпускники в период их социально-психологической адаптации к новым условиям службы.
Для исследования процесса социально-психологической адаптации офицеров-выпускников нами определен ряд методик, позволяющих исследовать индивидуально-психологические особенности личности, которые, на наш взгляд, определяют как эффективность процесса социально-психологической адаптации, так и возможность возникновения дезадаптивного поведения. К данным диагностическим методикам относятся:
1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным [146]. Предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития (приложение Е).
2. Тест измерения черт характера (опросник личностный) [181], опубликованый Г. Шмишеком в 1970 г., разработан на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда (приложение Е). Кроме того, поскольку акцентуации характера считаются пограничными состояниями психики, нами учитывались критерии психической нормы, предложенные Г.К. Ушаковым [193]: детерминированость психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; адекватность реакции индивида на окружающие физические, биологические, психологические и социальные влияния; соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними; умение уживаться с иными лицами и с самим собой; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и т.д.
3. Методика диагностики ситуативной и личностной тревожности, разработанная Ч. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным [132] для использования на русском языке (приложение Е).
4. Методика САН (самочувствие, активность, настроение), разработанная сотрудниками Санкт-Петербургской военно-медицинской академии В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой и М.П. Мирошниковым для измерения психических состояний в период интенсивной физической и психической нагрузки [118] (приложение Е).
5. Метод изучения документов для определения влияния индивидуально-психологических особенностей офицеров на успешность их социально-психологической адаптации. Оценка осуществлялась на основе поступивших из войск отзывов, форма которых была заранее разработана психологами университета.
6. Метод экспертной оценки, который заключается в том, что изучение и оценка явления осуществляется специалистом, экспертом в каком-то определенном направлении. В нашем случае в роли экспертов выступали непосредственные командиры, их заместители по воспитательной работе, психологи частей, куда прибыли для прохождения службы офицеры-выпускники. Метод применялся для определения зависимости эффективности деятельности офицеров от уровня успешности их социально-психологической адаптации (определялись уровень продуктивности деятельности офицеров-выпускников и уровни их удовлетворенности результатом). Под продуктивностью деятельности понимались итоговые оценки (личные и подчиненного подразделения), отзывы экспертов об их службе, работоспособности, наличие классности, поощрений и перспективы служебного роста. Карточка экспертной оценки (приложение Г) заполнялась экспертами после 6 месяцев пребывания молодых офицеров на должностях.
7. Метод опроса использовался для определения основных стресс-факторов, негативно влияющих на социально-психологическую адаптацию офицеров-выпускников (приложение Б). С этой целью нами был составлен опросник из пяти блоков вопросов, каждый блок включал в себя по 10 стресс-факторов, обусловливающих напряженность, тревожность, монотонность, наличие ограниченности информации, рассогласование ритмов сна и бодрствования в деятельности офицеров-выпускников при выполнении учебно-боевых задач. Из предложенных опросников обследуемым предлагалось выбрать по 3 - 4 наиболее стрессогенных, на их взгляд, фактор