РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
Осуществление поставленной цели, предусматривающей повышение эффективности управления соревновательной деятельностью в американском футболе на основе разработки информационных моделей статистического контроля хода игры с обоснованием качественных показателей соревновательных действий основывалось на применении следующих методов исследования: анализа литературы, педагогических наблюдений, экспертной оценки, инструментальной фиксации, факторного анализа, компьютерного моделирования, педагогического эксперимента, математической статистики.
Выбор методов исследования определялся поставленными задачами и существующими требованиями к проведению педагогических исследований описанных в работах: В. М. Платонова [36], Л. П. Матвеева [29], А. Д. Новикова [33].
7. Теоретический анализ и обобщение литературы осуществлялось на основе исследованния научно-методической литературы, посвященной проблемам управления соревновательной деятельностью, а также анализа и обобщения практического опыта контроля на основе информационных технологий в американском футболе [34, 54].
Основное внимание уделялось выяснению следующих вопросов:
- определению особенностей управления соревновательной деятельностью;
- анализу факторов, определяющих спортивный результат в американском футболе и определению базовых показателей игры;
- определению приемлемых систем контроля соревновательной деятельностью в американском футболе;
- выяснению вопросов касающихся диагностики и моделирования подготовленности и соревновательной деятельности;
- математическому выражению показателей соревновательной деятельности в американском футболе;
- рассмотрению системного подхода в управлении соревновательной деятельностью;
- анализу использования информации для обеспечения эффективности соревновательных действий на основе компьютерных технологий:
Изучались теоретические положения и практические рекомендации, вытекающие из педагогических и смежных наук. Анализу также подвергались литературные данные, касающиеся вопросов контроля и управления, использования информацтонных технологий при анализе соревновательной деятельности.
Материалы изученной литературы позволили оценить теоретическое и экспериментальное состояние исследуемой проблемы, способствовали постановке задач и подбору методов исследования, дали возможность корректно интерпретировать полученные данные.
В процессе работы над данной диссертацией было изучено и проанализировано 182 источника литературы.
8. Педагогические наблюдения проводились для изучения особенностей соревновательной деятельности игроков и команд в американском футболе. Регистрации подвергались временные, количественные и качественные характеристики различных игровых показателей. Наблюдения проводились на предварительном этапе эксперимента в командах по американскому футболу различной квалификации и местонахождения, для выяснения объемов и качества используемых показателей. Для большей объективности использовались видеосъемка игр и тренировок, осуществлялась фиксация их в специальных протоколах и компьютерных базах данных с последующим анализом средств реализации, объемов, интенсивности и педагогической направленности соревновательных нагрузок.
9. Экспертная оценка, на основе рассмотренных работ [16, 44, 48], применялась при разработке и составлении технологии сбора и анализа показателей команд, компьютерных баз данных различных сторон соревновательной деятельности для выявления уровня спортивного мастерства команд и подготовленности спортсменов.
10. Педагогический эксперимент с моделью управления соревновательных действий в американском футболе с использованием:
- планирования эксперимента;
- педагогических испытаний;
- автоматизированных информационных систем;
- изучения динамики игровых показателей.
Планирование эксперимента осуществлялось с учетом специфики данного вида спорта, структуры команды, времени и материально-технической базы.
11. Инструментальные методы фиксации и анализа соревновательной деятельности такие как хронометраж, фото и видеосьемка, компьютерная обработка на основе разработанных нами программ. Компьютерное моделирование, основывалось на работах [36, 57] и позволило успешно управлять сложными объектами перестраивая модель на ЭВМ, корректируя исходные данные с учетом изменившейся обстановки соревновательной деятельности.
В процессе моделирования:
- согласованы применяемые модели с задачами оперативного, текущего и этапного контроля и управления, построения различных структурных образований тренировочного процесса;
- определена степень детализации модели, т. е. количество параметров, включаемых в модель, характер связи между отдельными параметрами;
- определено время действия применяемых моделей, границы их использования, порядок уточнения, доработки и замены [57].
12. Математическая статистика, позволила выявить комплекс доминарующих показателей, обусловливающих спортивный результат, определить степень взаимосвязи между показателями, установить вклад отдельных факторов в формирование спортивного результата, а также систематизации, обработки и использования данных для научных и практических выводов [3, 11, 14, 22].
При обработке экспериментальных данных математико-статистические методы включали:
- корреляционный анализ;
- факторный анализ;
- многофакторный статистический анализ показателей соревновательной деятельности;
- статистический метод множественной регрессии;
- t-критерий Стьюдента;
2.2. Организация исследования
Основные теоретико-методические и практические исследования проводились на базе двух харьковских команд высшей лиги "Атланты" и "Титаны". Объектом исследования является система соревновательной деятельности в американском футболе. Предметом исследования является управление соревно