Ви є тут

Висловлювання похвали в комунікативно-діяльнісній парадигмі спілкування (на матеріалі англійської мови)

Автор: 
Клочко Лариса Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000667
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОХВАЛЫ В КОГНИТИВНОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
2.1. Коммуникативный контекст и коммуникативная ситуация
Системно-деятельностный подход исходит, как известно, из того, что жизнедеятельность говорящего протекает в рамках разнообразных коммуникативных ситуаций. "Ситуація - є феноменом прагмасемантичного порядку і включає в себе власне комунікативні та докомунікативні фактори. До перших належать МА, до других - такі фактори, як "предмет", "мотив", "учасники" (мовець, адресат, слухач)" [17:16]. Ситуация - это фрагмент действительности, который образует коммуникативный контекст, в котором осуществляется речевая деятельность индивида. Последний обычно называется "ситуативным контекстом", ибо "виводить мовленнєву діяльність у широкий світ просторово-часових і суб'єктивно-об'єктивних зв'язків" [17:17] та "забезпечує конкретну референцію висловлення в мовленні" [81:193]. Ситуативный контекст "є дійсністю, яка уможливлює порозуміння людей, щодо ситуації, в якій вони стикаються один з одним віч-на-віч" (цит. за [35:40]).
Похвала, несомненно, является контекстно привязанным коммуникативным феноменом.
"Пристальное изучение безграничного разнообразия доступных и недоступных непосредственному наблюдению видов контекста приводит к выводу о его системной природе" [97:170], которую можно представить в виде следующей иерархии:
* микроконтекст - межличностный, характеризующий говорящего как конкретную языковую личность, реализующую в данном коммуникативном эпизоде свою конкретную интенцию;
* макроконтекст - более широкий, социокультурный контекст, характеризующий говорящего как представителя своего социума и своей /суб/культуры;
* метаконтекст - контекст мысли и знания, характеризующий ту концептуальную систему, в рамках которой говорящий мыслит и которая отражает сложившееся в данном социуме видение мира [99:273-274].
Представляется, что использование похвалы "чувствительно" ко всем трем перечисленным типам контекста, хотя и в различной степени.
Роль контекста, стимулирующего или, напротив, ограничивающего функционирование данного прагматического типа высказывания, непосредственно связана с характером тех коммуникативных ситуаций, в которых фигурирует похвала и которые отражают когнитивную сторону речевого взаимодействия.
В современной науке о языке, в частности, в таком ее важном разделе, как коммуникативная лингвистика, пока что отсутствует достаточно четкое разграничение понятий и терминов "речевая ситуация" и "речевой контекст", в силу чего указанные метаязыковые единицы нередко используются в различных исследованиях для описания одних и тех же явлений - сравним: "речевая ситуация" [32:23], "коммуникативная ситуация и коммуникативный контекст" [27:92], "ситуация жизни и контекст жизни" [8:178], "ситуация речевого акта" [61:68], "контекст произнесения" [88:242].
Вслед за Серлем и Вандервекеном [88:243] мы рассматриваем контекст в совокупности всех его составляющих как "один из факторов, детерминирующих иллокутивный акт, совершаемый посредством того или иного произнесения". Коммуникативный контекст с формальной точки зрения состоит из пяти различимых элементов и множеств элементов, включающих: 1) говорящего, 2) слушающего, 3) время, 4) место и 5) некоторые особые характеристики говорящего, слушающего, времени и места, связанные с совершением конкретных речевых действий.
Одним из компонентов описания коммуникативного контекста есть когнитивное моделирование коммуникативных ситуаций. Модель ситуации представляет собой хранящуюся в эпизодической памяти целостную структуру, организующую информацию о некоторой ранее встречавшейся ситуации. Она создает необходимую базу данных для дискурса, имеет стратегический характер и основывается на опыте говорящих. "Часть таких моделей извлекается из предшествующих дискурсов. Модели ситуаций, помимо личных знаний и убеждений, содержат также мнения об участниках ситуации и их свойствах" [27:275]. Они отображают "норми та цінності, що визнаються індивідами й супроводжують їх дії та вчинки" [91:40]. Коммуникативная ситуация, таким образом, выступает как совокупная внешняя среда (overall ecology - [212]), представляющая собой комплекс взаимосвязанных факторов, обусловливающих возможность и характер коммуникативного акта и включающая ряд латентных когнитивных и прагматических параметров, детерминирующих тип продуцируемых говорящим речевых произведений и выбор конкретных средств для их оформления.
Существует множество классификаций коммуникативных ситуаций, в основу которых положены различные критерии [7:6, 21:358, 27:9, 74:373 и др.]. Эти классификации, однако, не всегда учитывают индивидуально-психологические измерения акта общения, являющиеся ключевыми для некоторых типов высказываний, в том числе ВП. С этой точки зрения, целесообразным представляется "розподіл ситуацій комунікації за типами міжособистісних взаємодій: ситуація конфлікту, співпраці, автономії й підпорядкування" [29:113], и хотя перечисленные типы не охватывают все потенциально возможные индивидуально-психологические проявления межличностных отношений, они позволяют учитывать конкретные особенности речевого взаимодействия, отражая личностный, социальный и когнитивный измерения общения.
Коммуникативная ситуация обычно включает речевые события и речевые акты [136, 172, 212, 215 и др.]. Речевое событие - это коммуникативный эпизод, который отличает внутренняя связность и единство. Этот вид речевой деятельности имеет четко выраженные границы (начало и конец), характеризуется непременным сотрудничеством участников в его осуществлении, координацией ими своих речевых усилий, а также закрепленностью за определенным фреймом. Речевые акты - самые "мелкие" и индивидуализированные речевые произведения, из которых складываются в свою очередь речевые события.
Таким образом, коммуникативная ситуация обычно рассматривается исследователями как трехуровневая, совмещающая формально-семиотический, когнитивно-интерпретационный и социал