Ви є тут

Давньоєгипетські міфи про світобудову (за матеріалами 17-ї глави Книги Мертвих)

Автор: 
Тарасенко Микола Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000674
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ

2.1. Египетская космогония и ее локальные версии. Целью настоящего исследования является изучение представлений о мироздании в контексте мифо-религиозных воззрений древних египтян на этапе Нового царства. Несомненно, что одно из центральных мест в содержании базового источника нашей работы, 17-й главы Книги Мертвых, занимает изложение космогонических мифов, т.е. мифов о сотворении вселенной и упорядочивании космоса [246a], появлении богов (теогонии) и человека (антропогонии).
Описание космогонии в 17-й главе занимает особое место среди источников, поскольку является одним из наиболее полных и связанных в массиве текстов Книги Мертвых. Это дает нам возможность глубже, по сравнению с другими источниками, изучить древнеегипетские представления о космогонии, причем в широком хронологическом промежутке, охватывающем время Среднего и Нового царств, а также проследить их взаимосвязь с более ранними и более поздними периодами. В конечном итоге, данные 17-й главы могут стать важным звеном в построении обобщающих выводов, необходимых для понимания древнеегипетских представлений о сотворении мира, а, следовательно, - мировоззрении. Важность этого обстоятельства подчеркивается многими египтологами. Например, именно с описания космогонии в 17-й главе Книги Мертвых начинает свое знаменитое исследование мировоззрения египтян Дж. Уилсон в известном сборнике "В преддверии философии" [106 c.62].
В отличие от большинства других древневосточных религий, в Египте сотворение мира приписывалось в разных местностях разным богам. Это обусловлено как политеистическим характером религии египтян, так и историческим развитием страны, объединенной на заре истории на базе т.н. номовых протогосударственных образований, в известной степени сохранивших свою религиозную самобытность и в дальнейшем. Каждый крупный город, административный центр нома и, одновременно, его культовый центр, имел собственный пантеон, своего "верховного бога", священных животных и т.п. Более того, каждый такой город и его храм претендовал на роль того места, где впервые произошло таинство сотворения вселенной. Как правило, все это локальное разнообразие представлений мирно между собой сосуществовало и не вступало в противоречие. Лишь на позднем этапе истории между жителями различных номов случаются столкновения, что в основном было связанно с культом животных, которых в одной области считали священными, а в другой, наоборот, убивали. Например, крокодила (Себека) обожествляли в Фаюме, а в Коптосе, Омбосе, Арсиное и особенно в Элефантине считали врагом человека и убивали [131 c.18-19, 104; 109 c.14-15, 69-71]. Местные культы позднего периода в какой-то степени способствовали и номовому сепаратизму. Весьма красноречив в этом отношении демотический папирус Инсигнер, где говорится: "От городского бога (nTr niw.tj) зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, который идет на чужбину, отдает себя в руки врага" [166 c.110; 131 c.48]. Однако не следует забывать, что на появление подобных текстов могли непосредственно влиять не религиозные, а внутриполитические причины, а именно усилившаяся в Поздний период независимость номовых центров во главе со знатью и жречеством [152 c.430-436], менее всего заинтересованных в оттоке населения (источника податных доходов казны) в другие области (случаи, когда земледельцы покидали свои наделы и мигрировали в другие районы страны в поисках "лучшей жизни" известны уже в Новом царстве [152 c.262-263] и, без сомнений, продолжались и позднее).
Как правило, крупные номовые жреческие школы имели собственные местные космогонические системы, нередко восходившие к додинастике. В тоже время, несмотря на локальные отличия в деталях, все они сводились, в целом, к единой картине сотворения мира, что позволяет говорить о древности этой мифологемы.
В большинстве древних культур космологический миф описывает две стадии существования вселенной: дотворческую, когда мир был погружен в первичное состояние инертного хаоса (небытия), и творческую, когда был создан и структуризирован космос и его обитатели (см. напр.: [173a c.116-117]). В Древнем Египте космогония также мыслилась не как единомоментное происшествие, но как поддающийся членению на фазы растянутый во времени и пространстве процесс, к тому же, как убедительно показал Ян Ассман, проецированный в настоящее в комплексе солярных представлений [212a]. Первичное состояние вселенной, т.е. первая стадия существования вселенной, в Древнем Египте повсеместно представлялось бесконечным водным хаосом или океаном, персонифицировавшимся в прабоге Нуне (Nwn) [224 c.535-536]. Другим общим моментом было выделение (или, точнее, самовозникновение) из Нуна первобытного земляного холма [106 c.62; 305 c.232; 240 с.38-39] (в Мемфисе это божество Та-Чанен - - &A-Tnn, букв.: "Поднимающаяся земля" [138 c.121; 240 с.65-67, 271 прим.47; 192 с.127]), который считался воплощением бога-демиурга (Атума, Ра, Птаха, Амона и т.д.). Именно этот "холм" считался также и местом, откуда впервые взошло солнце, на что в графической форме указывает символизм иероглифа [258 c.489 (N28); 192 с.437]. Этот знак трактуется как изображение "солнца, восходящего из-за горизонта" или "солнца, сияющего из-за холма", и возводится именно к этому космогоническому мифу. На некоторых инскрипциях встречается написание, где над холмом символически изображены лучи солнца (по мнению Э. Иверсена: "Очевидно, что он (иерограмат - H.T.) не рассматривал этот иероглиф, как отображение "холма, над которым сияют лучи восходящего солнца" (толкование А. Гардинера - Н.Т.), но как сверкающий нимб непосредственно солнца, поднимающегося над горизонтом" [46 c.28]). С момента выделения первобытного "холма" и первого восхода солнца начинается вторая стадия космогонического мифа - творческое развертывание и становление вселенной.
Естественно, что каждый крупный религиозный центр претендовал на роль именно той священной территории, где впервые произошло выделение из мирового океа