Ви є тут

Правове регулювання правочинів щодо земельних ділянок в Україні

Автор: 
Глотова Олена Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000735
129 грн
Додати в кошик

Вміст

раздел II - "О трудовой аренде земли". В соответствии с его положениями право временной переуступки предоставлялось всем трудовым хозяйствам при наличии условий, установленных законом. Земельный кодекс не давал четкого определения понятия трудовых хозяйств, однако, из ст. 12, 30 следовало, что трудовыми хозяйствами считались отдельные граждане или дворы, которые могут своими силами обработать арендованную землю и вести хозяйственную деятельность. Т.е. Земельный кодекс создавал гарантии обеспечения трудового характера аренды земли.
Однако, необходимость развития сельского хозяйства, а также политические условия вынуждали правительство принимать более кардинальные решения, в частности, не ограничиваться разрешением передачи земли в аренду только финансово ослабленным хозяйствам ?48?.2 Постановлением III Всесоюзного съезда Рад "Про заходи піднесення селянських господарств" от 20 мая 1925 г. была разрешена аренда земли с правом найма рабочей силы при условии участия в работе семьи арендатора на ровне с нанятыми работниками. Таким образом, постановление отменило "исключительно трудовой характер аренды и позволило использование наемного труда на арендованной земле" ?213?.3
Кодекс предусматривал всемерное поощрение коллективных форм хозяйствования, закреплял государственную собственность на землю и практически изымал землю из гражданского оборота, в частности, категорически запрещалась ее купля-продажа.
Советские республики, созданные на руинах Российской империи, в начале 20-х гг. были формально независимыми государствами. В процессе создания СССР план федеративного объединения республик был подменен "автономизацией". Республики фактически утратили свою независимость. На много лет доля украинского народа была поставлена в зависимость от политики центра.
15 декабря 1928 г., с образованием СССР, были принято постановление ЦИК СССР "Общие начала землепользования и землеустройства, в котором нашел отражение курс на дальнейшее развитие коллективизации крестьянских хозяйств. Изменилась вся система землепользования, основными землепользователями стали колхозы и совхозы, а удельный вес единоличного трудового землепользования резко сократился, потеряв былое значение. В данном постановлении впервые дана развернутая характеристика национализации земли, под которой понимаются отмена навсегда частной собственности и установление исключительной государственной.
Таким образом, право государственной собственности на землю стало краеугольным камнем земельного законодательства того периода. Поэтому в последующие годы законодательство развивалось на основе последовательной реализации принципа государственной собственности на землю и иные природные ресурсы и производного от этого права - права землепользования и права природопользования. Использование земли допускалось, как правило, только на титуле права пользования землей.
В период сплошной коллективизации и осуществления линии партии на ликвидацию кулачества как класса положения, касающиеся аренды земли были отменены постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством".
Постановлением ЦИК и РНК СССР от 4 июня 1937 г. "О запрете сдачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения" был установлен запрет аренды земель сельскохозяйственного назначения на территории СССР. В период с 1938 г. и до конца 1980-х гг. аренда земель в сельском хозяйстве не применялась. Земельное и гражданское законодательство того периода относило аренду земли к числу запрещенных сделок.
Правовое регулирование земельных отношений в русле социалистических принципов шло с большими трудностями, поскольку реализация принципов осуществлялась вопреки объективным законам общества и природы: не был задействован интерес собственности, производители сельхозпродукции исключались из механизма отношений собственности, ставка делалась на принуждение, апеллирование к сознательности субъектов правоотношений и т.п.
Порочность всей системы социалистических отношений доказал провал крупных реформ 1953 г., 1965 г., Продовольственной программы 1982 г. так, внедрение коллективного подряда и арендного подряда натолкнулось на такие организационные трудности, что удалось устоять лишь некоторым подрядным коллективам. Упадок сельского хозяйства достиг критической черты. Свыше 70 лет социалистического строительства доказали необходимость и прогрессивность товарно-денежных отношений.
Возврат рыночных отношений в землепользование начался с 1987 г., когда после длительного запрета была, наконец, предоставлена возможность арендных отношений в земледелии, а также свободной кооперации граждан. Однако расширение сферы товарно-денежных отношений шло медленно, сдерживалось устоявшимися консервативными традициями. Однако, несмотря на препятствия, чинимые реформам, они зрели, чтобы проявиться в нормативных актах, раскрепощающих земельные и хозяйственные отношения в стране. Радикальный перелом наступил в 1990 г. с обретением Украиной суверенитета и началом кардинальной земельной реформы.
"Изменения в общественно-политической жизни страны, которые произошли за последние десять лет, обусловили формирование нового земельного строя, создание принципиально другой схемы земельных правоотношений по сравнению с той, которая существовала в бывшие советские времена" ?161?.1 Известно, что в советский период земля была объектом исключительной государственной собственности на землю. Кроме государства никто не мог быть собственником земли, которая была полностью изъята из гражданского оборота и не могла выступать предметом
гражданско-правовых сделок. Родившись в недрах аграрной реформы, одним из
направлений которой были структурные изменения в сельском хозяйстве, земельная реформа в настоящее время выходит далеко за ее пределы. Основные направления и задачи современной земельной реформы,