Ви є тут

Права людини та громадянина в сучасних демократіях

Автор: 
Давидова Марія Валентинівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000904
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2.
ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2.1. Концепция прав человека и гражданина в современных теориях демократии

Впервые отделение индивида от общества и государства нашло свое отражение в теории либерализма. Именно либерализм признал политическое равенство всех граждан, фундаментальные, неотъемлемые права личности. Сущностью концепции либеральной демократии стало ограничение власти индивидуальными правами и демократическим принципом народного суверенитета. Смысл этой теории можно выразить следующим образом. Народ признается субъектом власти. Наемные работники и женщины исключаются из числа обладающих избирательным правом граждан. К ним относятся только собственники-мужчины. Приоритет прав индивида над государством. Свобода понимается как отсутствие ограничений, вмешательства со стороны государства. Наличие парламентаризма. Основной функцией государства признается охрана безопасности и прав граждан. Государство не должно вмешиваться в сферу гражданского общества. Разделение властей. Ограничение власти большинства над меньшинством. Обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы.
Несмотря на существенные изъяны, теория либеральной демократии стала значительным вкладом в развитие прав и свобод человека и гражданина, а также основой для создания западной демократии.
Проблема прав человека нашла свое закономерное развитие в современных концепциях демократии. В рассматриваемом аспекте заслуживает внимания теория плюралистической демократии. Ее современное понимание основывается на правах человека, конкуренции легальных политических сил, законотворческой деятельности парламента, разделении властей, федерализме. Один из идеологов плюралистической теории американский политолог А. Лейпхарт выделил две западные модели демократии: вестминстерскую (Англия, Австралия, Новая Зеландия) и консенсусную (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария). Вестминстерская модель основана на определяющей роли принципа большинства. Консенсусная модель включает защиту прав меньшинства, многопартийность, пропорциональное представительство, принятие решений на основе консенсуса, разделение властей. Сторонники данной концепции исходят из того, что восприятие в первую очередь собственной пользы или выгоды относится к неискореняемым чертам человеческой природы. Теоретики плюралистической демократии из числа последователей британских политологов считают монополизацию политических решений со стороны отдельных общественных групп невозможной, так как, согласно их концепции, процесс принятия решения и формирования воли осуществляется через систему противоборствующих сил на некоем "среднем пути", одинаково удаленном от наличных в каждом случае частных интересов и позиций. Политика как бы учитывает все стороны, и в то же время не склоняется к мнению одной из них, ограничивая тем самым все "голоса". Следовательно, плюралистическая концепция подразумевает известное равновесие сил, исключающее политическое действие в особых интересах лишь одной группы властвующих. Плюралистическая теория демократии нашла свое применение во многих странах мира, что, в принципе, дало возможность обнаружить ее слабые стороны. В частности, в ее адрес звучат два основных упрека: во-первых, эта теория идеализирует действительность, преувеличивает групповую идентификацию населения, участие граждан в группах интересах. Во-вторых, она недоучитывает неравенство политического влияния различных общественных групп и прежде всего приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов и т.д. Ограниченность возможностей теории плюралистической демократии послужило толчком для развития партиципаторной теории демократии - участия низов в принятии и реализации решений, то, что Джон Ролз назвал принципом равной свободы. Концепция партиципаци рассматривает самоопределение личности как право участия в принятии решений через право голоса; во всех сферах жизни нужно такое соучастие. Не существует никаких частных или общественных "пространств", которые были бы вне политики. Целью здесь является всесторонняя демократизация всех сфер жизни. Аналогом подобной концепции демократии является экспансионистское, то есть расширительное понимание политики как охватывающей и частные, и общественные сферы жизни. Необходимо отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной современной научной литературе не существует однозначного определения понятия "политическое участие". Наиболее универсальное определение участия принадлежит, как известно, американскому политологу Дж. Нагелю, который считает, что участие - это действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности [108, р. 1-3]. В соответствии с данной концепцией все граждане должны иметь равные права принимать участие в конституционном процессе и определять его результат. Более конкретно это означает, что все взрослые, за некоторыми законными исключениями, имеют право принимать участие в политической жизни. К действиям, составляющим участие, относятся голосование, участие в демонстрациях, митингах, пикетах и т.п., внесение денежных взносов, написание писем, петиций, вступление в личные контакты с политиками и должностными лицами, членство в различных организациях, выдвижение гражданских инициатив на местном уровне и др. При этом должны соблюдаться правила "честные выборы" и "один выборщик - один голос". Как отмечает Дж. Ролз, в идеале люди с схожими способностями и мотивацией должны иметь примерно равные шансы для достижения политических должностей независимо от их принадлежности к экономическому и социальному классу. "Свободы, защищенные принципом участия, теряют значительную часть своей ценности, когда тем, кто имеет большие личные средства, позволяется использовать свои преимущества для контроля над ходом общественного обсуждения ...в конце концов эти неравенства позволят людям, находящимся в лучшем положении, оказывать большее влияние на ход законодат