Ви є тут

Договір оренди земельної ділянки сільськогосподарського призначення.

Автор: 
Брунь Алевтина Геннадіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001542
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2 ЗК УССР 1922 г. регулировал отношения, возникающие при аренде земли.
Отношения по аренде пахотной земли оформлялись договором, условия которого были нормативно закреплены. Они определяли: обстоятельства, при которых допускалась аренда, предмет соглашения, стороны и их правомочия, оформление договора, вознаграждение, ответственность сторон за допущенные нарушения, контроль управомоченных органов за соблюдением сторонами договора.
Аренда земли допускалась временно вследствие стихийных бедствий (неурожай, пожар, падеж скота т.п.), либо недостатка инвентаря или рабочей силы, а также по причине смерти членов хозяйства, мобилизации, временного отхода на трудовые заработки (ст.27 ЗК УССР 1922 г.).
Предметом соглашения мог быть весь участок или его часть. Ст. 37 ЗК УССР 1922 г. предусматривала, что арендатор обязан вести хозяйство на арендуемой земле как старательный, осмотрительный хозяин. В случае нарушения этих условий договор мог быть расторгнут в одностороннем порядке по требованию арендодателя или земельных органов.
Арендатором мог выступать гражданин, который уже занимается трудовым землепользованием, то есть обрабатывает выделенный ему участок своим трудом (ст.30 ЗК УССР 1922 г.). Он не мог взять в аренду земли больше того количества, которое был в состоянии обработать дополнительно силами своего хозяйства. Аренда запрещалась, если арендодатель полностью прекращал ведение самостоятельного хозяйства вследствие перехода к другим занятиям. Полученная в этом случае плата за аренду рассматривалась как нетрудовой доход.
Ст. 28 ЗК УССР 1922 г. допускала аренду на срок не более того времени, которое необходимо для проведения одного севооборота. В исключительных случаях разрешалось продление этого срока, но не сторонами, а управомоченными органами (райисполкомами и т.д.), при этом ст. 33 ЗК УССР 1922 г. запрещала передачу земли в субаренду, так как арендатор должен был непосредственно сам (двором) обрабатывать участок. Стороны могли обговорить в соглашении улучшения, которые арендатор должен произвести на участке (ст. 36 ЗК УССР 1922 г.).
За аренду арендодателю полагалось вознаграждение деньгами, продуктами или другими услугами (вспашка оставшегося у арендодателя участка земли, уборка урожая и т.п.).
Ст. 33 ЗК УССР 1922 г. предусматривала, что договор должен был быть письменно оформлен и зарегистрирован в местном сельском совете или райисполкоме, только после этого он вступал в силу. По окончании срока аренды участок возвращался арендодателю со всеми улучшениями, произведенными арендатором и неотделимыми от земли (ст. 36 ЗК УССР 1922 г.).
Несоблюдение условий и правил аренды, а также рассмотрение всех споров, возникающих в процессе аренды, осуществлялись земельными судебными комиссиями в порядке, предусмотренном для такого рассмотрения, а расторжение договоров, носящих кабальный характер, производилось судом (ст. 37 ЗК УССР 1922 г.).
В дальнейшем, Постановлением ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством" ?153, ст.105? была запрещена аренда земли в указанных районах. Исходя из даты принятия данного постановления, не хотелось бы видеть его составной ряда мер, которые и привели к голодомору на территории Украинской ССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР "О воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения" ?154? аренда была запрещена полностью. Для реализации этих положений была проведена огромная организационная, пропагандистская и разъяснительная работа.
Судебным органам рекомендовалось следить за тем, чтобы по отдельным договорам в скрытом виде стороны не устанавливали отношения по аренде полевых участков, садов или иных земель сельскохозяйственного назначения. Пленум Верховного Суда СССР своим постановлением "О судебной практике по гражданским и колхозных делам" ?18? в п.6 указывал на то, что договоры, в прямой или скрытой форме направленные на передачу колхозных земель в пользование отдельных организаций и лиц за плату, должны признаваться недействительными, а доходы, полученные арендаторами от использования колхозных земель, и арендная плата, полученная колхозами за землю, должны взыскиваться в доход государства. Такие сделки практически были признаны антисоциальными - противоречащими интересам советского государства.
Длительное время в стране господствовала концепция, согласно которой государство является единым и исключительным собственником земли (ст.11 Конституции УССР 1977 г. ?2?). Исключительный характер права государственной собственности на землю означал, что она никому другому не может принадлежать на праве собственности. Указанное правило предопределяло положение, при котором земля не являлась товаром, не имела стоимостной оценки, и потому полностью обособлялась от товарно-материальных и финансовых фондов. Предоставляемая в пользование предприятиям, организациям и учреждениям, земля не включалась в состав имущества и учитывалась отдельно ?187, с.67?. Передача земельного участка в аренду, согласно ст. 169 Земельного кодекса УССР 1970 г. ?67?, признавалась недействительной.
Жизнь показала, что такое правовое регулирование отношений собственности в целом, а не только земли, не обеспечивает заинтересованности отдельных трудовых коллективов и работников в эффективном ее использовании, поскольку они не являлись в реальных отношениях подлинными хозяевами находящегося у них имущества, а работники воспринимали себя поденщиками или временщиками. Поэтому не случайно в стране постоянно ощущался недостаток сельскохозяйственной продукции и сырья. Проводившиеся в стране аграрные реформы и курс на укрепление сельскохозяйственных предприятий ощутимых результатов не дали. Поэтому возникла потребность поиска более эффективных механизмов использования земли. Следует отметить, что с началом "хрущевской оттепели" в сельскохозяйственном производстве УССР арендные отношения по обработке сельскохозяйственных