Раздел 2
СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ РЕФОРМЫ
ЦЕРКОВНОЙ ШКОЛЫ 1867-1869 ГГ.
2.1. Религиозно-церковная политика Николая I в условиях политической реакции. Реформы православного духовного образования 1840 г. и 1851 г.
XIX столетие стало значительным этапом в истории Русской Православной Церкви. Именно в этот период было осуществлено наибольшее количество церковных реформ, в том числе и в области духовного образования: реформы 1808-1814 гг., 1840 г., 1851 г., 1867-1869 гг. и, наконец, реформа 1884 г.
Следует заметить, что во всех случаях их проведение инициировалось верховной светской властью, т.к. церковь в Российской империи не была автономной единицей, являясь всего лишь одним из государственных ведомств - ведомством православного исповедания. Сосредоточив в своих руках власть над духовной сферой жизни общества, правительственная верхушка считала себя вправе организовывать и направлять ее деятельность в соответствии с определенной внутриполитической доктриной, преобладавшей в России в тот или иной момент.
Каждая из названных реформ церковной школы провозглашала своей главной целью усовершенствование духовного образования и в связи с этим, наиболее дискуссионной проблемой всегда был его светский компонент. Как правило, сразу же поднимался вопрос о целесообразности общеобразовательной подготовки будущих священнослужителей, и здесь особенно четко прослеживается прямая зависимость проблем церковного образования от политической ситуации внутри государства. В условиях реакции, когда Русская Православная Церковь приобретала особую важность как оплот царизма, проводник официальной идеологии, посредник между властью и народом, реформаторы стремились свести к минимуму светский компонент духовного образования, нейтрализовать его усилением компонента богословского, навязывая тем самым церковной школе узкопрофессиональные функции. Если же преобразования осуществлялись в период либерализации политического режима, на первый план выходила проблема улучшения общеобразовательной подготовки в духовно-учебных заведениях и предпринимались попытки создания универсальной системы духовного образования.
Именно такая ситуация сложилась в Российской империи после прихода к власти императора Александра II (1855-1881). Период его царствования ознаменовался проведением широких демократических реформ, затронувших все сферы государственной и общественной жизни, в том числе, и духовную. В этих условиях стало возможным и радикальное преобразование церковной школы. Однако для того, чтобы в полной мере осознать действительную необходимость ее реформирования, следует ознакомиться с положением церковной школы накануне реформы 1867-1869 гг.
1825-1855 гг. стали для России периодом, который А.И. Герцен метко назвал "моровой полосой" [23, с. 269]. Тридцатилетнее правление Николая I отмечено установлением в государстве жесточайшей реакции, усилением военно-бюрократического абсолютизма в ответ на обострение внутриполитической ситуации и восстание декабристов. Главными задачами правящего режима были прежде всего искоренение свободомыслия, восстановление политического порядка и дисциплины, упрочение основ государственной власти. С течением времени реакционный режим не ослабевал, а бурные события 1830-1831 гг. (Июльская революция во Франции, революция в Бельгии, восстание в Польше, холерные бунты в России), французская революция 1848 г., непрекращающаяся деятельность передовых представителей русской общественно-демократической мысли, способствовали ее дальнейшему ужесточению. "Страх правительства перед революцией, террор... преследование печати, усиление полиции, подозрительность, репрессивные меры без нужды и без границ..." - так описывал "состояние Петербурга", а вместе с ним и всей России, вернувшийся из Парижа в октябре 1848 г. П.В. Анненков [2, с. 529]. "В России деспотизм - на троне, но тирания везде", - отмечал в своих записках французский путешественник А. де Кюстин. - ...Оттого здесь все так мрачно, подавлено, и мертвое молчание убивает всякую жизнь" [106, с. 229].
В условиях реакции первоочередным действием правящих кругов стало укрепление идеологической опоры власти, роль которой была возложена на русское православие. Именно оно, составляя важнейшую часть традиционной политической культуры в России, являлось одним из важнейших факторов, на котором в представлении верноподданного обывателя покоилась законность царизма [247, с. 31]. И не случайно, православие стало одним из элементов знаменитой теории официальной народности, сформулированной министром народного просвещения С.С. Уваровым и являвшейся долгие годы официальной доктриной в империи. В условиях политической нестабильности религия и церковь были призваны укрепить верноподданические чувства в обществе и способствовать восстановлению гражданского порядка. Царское правительство стремилось максимально использовать в своих целях специфические функции Русской Православной Церкви, которые В.О. Ключевский определил следующим образом - воздействие на верующую совесть, защиту ее от греховных влечений, воспитание в людях чувства долга, превращение права в нравственную привычку [97, с. 322, 342]. При этом религиозно-церковная политика Николая I, особенно в первое десятилетие его царствования, была направлена на абсолютное подчинение православной церкви государству и ужесточение контроля над ней, с целью превращения официальной религии в эффективное идеологическое оружие.
Непосредственными проводниками царской политики в отношении Русской Православной Церкви являлись обер-прокуроры, вследствие чего первоочередными стали меры по усилению их власти в Святейшем Синоде. За период правления Николая I сменилось три синодальных обер-прокурора: П.С. Мещерский (1817-1833), С.Д. Нечаев (1833-1836) и Н.А. Протасов (1836-1855) [116, с. 152, 154-155]. С именем последнего связана кульминация реакционной церковно-религиозной политики царского правительства, имевшей самые негативные и разрушите