Ви є тут

Організація процесів управління власністю авіакомпанії.

Автор: 
Гуртовий Григорій Аркадійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002166
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ III
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
СОБСТВЕННОСТЬЮ АВИАКОМПАНИИ
3.1. Моделирование процессов управления собственностью авиакомпании
Процессам внутрифирменного управления посвящено значительное количество научных
работ. Обобщая описанные в них циклы управления, представляется возможным
включить в цикл управления, на основании которого будет построена модель
процесса управления собственностью авиакомпании следующие действия (процедуры),
выполняемые менеджментом авиакомпании:
1) анализ внешних условий и собственных возможностей;
2) формулирование целей деятельности;
3) разработка методов и механизма достижения целей деятельности;
4) планирование деятельности по достижению цели;
5) организация деятельности;
6) создание мотивационной системы;
7) создание системы координации видов деятельности;
8) осуществление мониторинга и сквозного контроля цикла управления;
9) внесение необходимых корректив по пп. 2 – 7, обеспечивающих достижение
намеченных целей.
Рассмотрим более подробно цели, методы и механизмы управления собственностью
(рис. 3.1).
Общей (базисной) целью управления собственностью первого уровня предлагается
считать получение полезного эффекта от владения, распоряжения и использования
объектов собственности. Для общества – это, в первую очередь, развитие
инфраструктуры и производительных сил, и, как следствие, повышение качества
жизни его членов; для потребителей и собственников - повышение степени
удовлетворения своих потребностей. Показателем эффективности управления
собственностью может служить достигаемая степень удовлетворения потребности, то
есть разница между идеальным и достигнутым
Рис. 3.1. Система целей, методов и механизма управления собственностью субъекта
хозяйствования
уровнем удовлетворения потребности.
Целью второго уровня, предлагается считать получение дохода от экономической
реализации собственности. В этом случае, первоначально доход получают
собственники, а затем и общество в целом через систему налогообложения.
Показателем уровня управления собственностью здесь можно считать величину
экономического эффекта, полученного при экономической реализации собственности
– владении ценными бумагами, продаже, сдаче в аренду, использовании факторов
производства, товаров и услуг.
Целью третьего уровня следует считать обеспечение должного уровня качества
получаемого дохода – уровень прибыльности собственности. В данном случае,
прибыль получают собственники, а общество в целом получает полезный эффект в
виде повышения качества жизни в результате направления части прибыли на
реинвестиции, что приводит к повышению производительности труда и повышению
качества товаров и услуг. Показателем уровня управления при достижении этой
цели можно считать рентабельность экономической реализации собственности.
Вышеперечисленные цели достигаются с помощью использования совокупности
(системы) методов управления собственностью – нормативно-правовых,
экономических, организационных и административных.
Нормативно - правовые методы формируют набор прав собственности для каждого
субъекта хозяйственной деятельности. При этом, как самим собственником, так и
государством могут устанавливаться обязательные формы и процедуры управления
собственностью, а также устанавливаться определенные ограничения на
осуществление этого процесса.
Экономические методы управления собственностью – прогнозирование, планирование,
мотивация, учет и анализ - широко освещены и известны в научной литературе. Их
основу образует объективный процесс извлечения доходов из отношений владения,
распоряжения и использования собственности.
В последнее время, в связи с нестабильностью протекания мировых экономических
процессов, затруднительным становится средне- и долгосрочное прогнозирование
состояния конъюнктуры рынка авиатранспортных услуг, что приводит к
необходимости разработки эталонных стратегий управления собственностью
авиакомпаний, каждая из которых ориентирована на конкретно возможное состояние
внешней экономической среды. Организационные методы управления – слияние,
поглощение, корпоратизация и реструктуризация позволяют сформировать и
оптимизировать набор объектов собственности, необходимый для обеспечения
финансовой устойчивости авиакомпании за счет достижения ею экономически
оптимального размера и соответствующего набора прав собственности на средства
производства.
Административные методы позволяют реализовать выбранный из набора
альтернативных стратегий способ управления собственностью с помощью принятия
решения коллегиальным органом управления (например, собранием акционеров),
приказов лица, которому такое право делегировано собственниками и распоряжений
менеджеров более низкого уровня. Административные методы являются непременным
условием организации процесса управления собственностью в иерархических
структурах.
Управление собственностью происходит с помощью:
* контрактной деятельности как механизма четкого распределения прав
собственности между сторонами контракта – продавцом и покупателем (передача
права владения), арендодателем и арендатором (передача права распоряжения),
исполнителем и заказчиком (передача права использования);
* ценных бумаг как механизма передачи прав владения на часть неделимой
собственности и получения дополнительных средств для развития собственности
путем эмиссии акций, выпуска закладных и т.д. и/или как механизма обмена
будущей финансовой выгоды на получение дополнительных средств для развития
собственности путем выпуска облигаций, векселей и т.д.;
* организационно-правовой формы к