Ви є тут

Організаційно-методичні основи формування та адаптації стратегії розвитку морського порту

Автор: 
Белоус Катерина Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U003231
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ формирования АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОРТА
2.1. Стратегия как средство эффективного менеджмента порта
Существует мнение, что «понятие стратегия взято из военного лексикона» [59, с.
147]. Для этого достаточно привести ряд наиболее распространенных определений
этого понятия. Вот некоторые из них.
Стратегия – это «искусство развертывания войск в бою» [3, с. 133], «сложное и
потенциально мощное орудие, с помощью которого фирма может противостоять
меняющимся условиям» [5, с. 74], «искусство генерала» [91, с. 257]. Шведский
ученый Бенгт Карлофф считает, что стратегия – это «планирование и проведение в
жизнь политики страны или военно-политического союза государств с
использованием всех доступных средств» [59, с. 147].
Самым древним трудом по вопросам стратегии считается трактат китайского
военноначальника Сунь-Цзы «Военное искусство», который появился в V в. до н.э.
Многие положения из этого трактата до сих пор не потеряли своего актуального
значения, особенно в Китае, где рынок и рыночные отношения по-прежнему
воспринимаются как «поле битвы», на котором развертывается конкурентная борьба,
и решающую роль в успехе играет стратегия [95, с. 75].
В деловой сфере понятие «стратегия» получило распространение только во второй
половине ХХ в. после выхода в свет известной книги американского ученого И.
Ансоффа «Стратегическое управление» [5].
В теории и практике менеджмента существуют разные точки зрения относительно
роли и места стратегии в управлении. Известный ученый в сфере стратегического
менеджмента И. Ансофф считает, что стратегия – это «понятие трудноуловимое и
несколько абстрактное. Её выработка обычно не приносит фирме никакой
непосредственной пользы» [5, с. 69]. Вместе с тем такое утверждение нисколько
не мешает ему придерживаться мнения, что стратегия – это не только «средство
для достижения цели» [5, с. 69], но и «системный подход, обеспечивающий
организации сбалансированность и общее направление роста» [5, с. 71], и даже
«потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может
противостоять меняющимся условиям» [5, с. 74].
Следует признать, что стратегия представляет собой многоликое понятие, в
соответствии с которым она может проявляться относительно порта в самых
различных формах (рис. 2.1) [129, с. 75]. Стратегия – это особое и многогранное
средство современного менеджмента, которое не следует рассматривать как панацею
от всех проблем организации [96]. Её необходимо воспринимать как «обоюдоострое
оружие», которое может быть использовано как во благо, так и во вред
организации. Стратегия и стратегический менеджмент в исполнении профессионала –
это эффективное средство, помогающее организации целенаправленно развиваться в
условиях возрастающей агрессивности внешней среды. Однако, в руках
непрофессионала или конъюнктуриста стратегия – это уже средство дестабилизации
организации, способное породить беспорядок и хаос, как во внутренних
отношениях, так и в отношениях ее с внешней средой. Такая стратегия, конечно,
может нанести больше вреда, нежели пользы.
Исследования, выполненные Генри Минцбергом и другими американскими учеными
[95], показывают, что стратегия чаще всего принимает одну из пяти форм ее
проявления (принцип 5 «П»):
форму плана развития организации из настоящего в будущее или программы
распределения ресурсов организации, направленной на достижение установленных
целей;
принципа поведения организации, обеспечивающего сохранение конкурентных
преимуществ организации на рынке;
позиции организации на рынке, обеспечивающей ей лидирующее положение на рынке;
перспективы организации, к которой она должна устремляться в целях

Совокупность
элементов, которая
определяет стратегию
развития организации

Рис. 2.1. Формы проявления стратегии развития организации
успешного выживания в условиях возрастания скорости изменений во внешней среде;
особого приема, позволяющего руководству организации опережать своих
конкурентов.
В конечном итоге надо исходить из того, что «стратегия – это инструмент
менеджера для выполнения определенных задач …» [13, с. 19], основной среди
которых является достижение цели. Можно говорит о разногласиях среди ученых и
специалистов в отношении форм проявления стратегии, однако, что касается
главного – достижения заданных или установленных целей развития, то здесь
мнения совпадают: стратегия – это:
- «совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей
организации» [129, с. 44];
- «определение перспективных ориентиров деятельности предприятия на основе
оценки его потенциальных возможностей и прогнозирования развития внешней среды»
[100, с. 13];
средство достижения целей, когда цели отождествляются с состоянием организации
в будущем, а стратегия – с процессом их достижения [17];
- генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для
достижения основной цели [118];
- «план, описывающий направленное на достижение целей организации распределение
ресурсов и порядок ее действий во внешней среде» [36, с. 811];
- общая модель действий, которые необходимы для достижения установленных целей
путем координации и распределения ресурсов компании [59];
- комплексный план, сформированный для осуществления миссии организации и
достижения её целей [91];
- «долгосрочное направление развития организации, ориентированное на укрепление
ее рыночных позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных
целей» [96, с. 28].
Что касается понятия стратегии применительно к портам Украины, то н