Ви є тут

Ідея всеєдності у східнохристиянській духовній культурі.

Автор: 
Переход Станіслав Олегович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002320
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ

2.1. Истоки, история становления идеи всеединства и ее конституирующая роль в отечественной философии и культуре
В данном разделе представлены истоки восточнохристианской философии и периоды ее развития, дана периодизация философии всеединства.
Философия как самостоятельная область познания оформилась в России позднее, чем в Западной Европе. До этого она была инкорпорирована в отечественное богословие и связанную с ним традицию религиозной философии. Именно поэтому, кстати, отечественная философская традиция избежала трагической ошибки самоизоляции от богословия со времени ее зарождения, что позволило избежать элиминирования сугубо аксиологической и антропологичсекой проблематики, как это произошло, например, в философии Гегеля.
Следует отметить важнейшую для философии культуры мысль методологического характера. Всякая конкретная (национальная) культура производна от определенного мировоззрения. Однажды принятое народом мировоззрение в дальнейшем определяет основные символы и символы его культуры, включая бытовые детали отношения.
Ф. Достоевский отмечал, что нравственная идея всегда предшествовала зарождению национальности, нравственная идея исходила из мистических идей и убеждений, что человек не просто земное животное, а он вечен и связан с другими мирами.
Сердцевиной нашего мировоззрения, определившего характерные особенности нашей культуры, некогда стала, видимо, близкая к нашему складу религиозно-нравственная идея - идея всеединства.
Основателями философской традиции, из которой берет свое начало русская мысль, являются святоотеческие мыслители: Василий Великий, Иоанн Златоуст и др. Они считали, что только в соединении Веры и Знания можно достичь понимания мира, смысла его существования и места в нем Человека как одной из иерархических ступеней Божественного замысла.
Образ всеединства бытия вообще и исторического в частности является центральным в истории восточнохристианской мысли от митрополита Илариона до Григория Сковороды. Интуитивное понимание всеединства особенно близко строю мысли славянофилов. "Учение о соборности Хомякова, как и вся дальнейшая жизнь идеи соборности, неотделимы от истории всеединства" [251, 46]. Именно желание рационально объяснить Божественное откровение, взаимосвязь Человека с Богом, пути самосовершенствования человеческого общества привели к появлению отечественной философии.
Метафизика всеединства - порождающая и формообразующая, интеллектуальная парадигма в развитии восточнохристианской философии, оказывающая влияние на философские учения отечественной мысли, в каких бы формах они не выражались (художественно-литературных и др.) Как считает С.С. Хоружий, "...русские системы всеединства далеко не единообразны. Но они самым тесным образом связаны с предшествующей метафизикой всеединства на Западе и, как правило, для каждой из них несложно увидеть, к какому конкретному учению - или иному корню - восходит принятое в ней понимание всеединства" [251, 46]. По этому признаку Хоружий дал свою классификацию систем. Он считает, что русская метафизика всеединства включает в себя философские учения, где концепция всеединства опирается на:
* мифологему Софии Премудрости Божией (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой),
* учение Николая Кузанского (С.Л. Франк, Л.П. Карсавин),
* монадологию Лейбница (Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин),
* конкретную метафизику (П.А. Флоренский),
* философию "высшего порядка" (А.Ф. Лосев).
Чтобы понять, в чем заключается своеобразие русской религиозной философии, необходимо рассмотреть предпосылки и истоки ее развития. Русская философская мысль существует десять веков. Она зародилась во времена Киевской Руси в недрах религиозного мировоззрения. Начало формирования восточнохристианской духовной культуры Д.С. Лихачев связывал с крещением Руси. Об этом же говорит современный священнослужитель митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, считающий, что переломным для русской культуры стал год всенародного крещения, т.к. она вступила в эпоху сознательно-исторического духовного бытия.
Христианству суждено было стать определяющим фактором единства и национального самосознания Руси, что нашло выражение, прежде всего в литературе.
Ведущую роль в ней играла личность верующая, цельная, духовно просветленная, готовая на самопожертвования во имя высокой цели.
Наблюдения А.Ф. Лосева позволяют трактовать эстетическое, воплощенное в художественном образе, как стремление приблизиться к абсолюту истины, добра и красоты, явленному в религии. Именно православие сформировало понимание соборности, идею соборного единения, нашедшую воплощение в русской литературе, национальной особенностью которой явилось образное выражение православной духовности как своеобразного архетипа православного менталитета.
От начал русской литературы, указывает о. П. Флоренский, целостная система нашей мысли управляется живым и творческим актом веры. От древних летописей, "Слова о Законе и Благодати" и "Слова о полку Игореве" судьба отечества связывалась с нравственным состоянием народного духа, с проблемой личной духовности.
Уже древнерусская литература, одушевляемая возвышенной и гуманной христианской моралью, проповедовала идеалы добра, красоты, братства, справедливости. Во всех жанрах (церковных или светских) авторы стремились возвысить человека, увести его от низменного и греховного, от мира дольнего в мир горний. "Слово о Законе и Благодати" Илариона, "Повесть временных лет", составленная многими авторами, "Житие Бориса и Глеба", "Поучение о братии" Луки Жидяты, "Слово о терпении и любви" Феодосия Печерского, "Поучение" Владимира Мономаха, "Притча о человеческой душе и теле" Кирилла Туровского, "Слово" Даниила Заточника и многие другие произведения древнерусской литературы отразили мировоззрение общества и извечные вопросы бытия. Илларион и Нес