ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ ПТУ
2.1. Обоснование методов исследования
Для решения поставленных задач необходимо было выбрать такие методики, которые обеспечили бы их решение с наибольшим эффектом при минимальных затратах времени и усилий.
Современная социальная и педагогическая психология обладают богатым набором методов для решения задач подобного типа. Эти методы разрабатывались на протяжении десятилетий развития психологической науки, вбирая в себя общенаучный опыт экспериментальных исследований. Если схема экспериментального исследования всегда одна и та же, то есть в известных условиях тем или иным способом варьируются заранее выделенные, "независимые" переменные и наблюдаются интересующие исследователя "зависимые" переменные, то методы осуществления этой процедуры на практике весьма разнообразны.
Если обратиться к задачам наших исследований, то решение первой из них заключается в подборе методики, которая позволила бы, в первую очередь, выделить в учебных группах неформальных лидеров. Как известно, выявление в группах неформальных лидеров можно осуществить с использованием нескольких подходов.
Во-первых, путем наблюдения - включенного или невключенного
- за поведением испытуемых в "полевых" или лабораторных условиях в процессе решения реальных или условных задач различного характера, использовав при этом методику наблюдения Р.Бейлза [178, с. 62].
Возможно также использование метода специализированных интервью с членами группы или же компетентными в её делах лицами, находящимися вне группы, "над ней" [103, c. 129].
Оба эти метода имеют свои преимущества, в частности, в отношении надёжности получаемых результатов. Вместе с этим они достаточно трудоёмки и требуют значительных затрат времени.
Непродуктивной оказалась попытка охарактеризовать и выделить лидера с помощью социометрии. Как известно, социометрический анализ, апеллирующий к эмоционально-психологической сфере взаимодействия индивидов, видит в членах группы "звёзд", "предпочитаемых", "отвергаемых", "аутсайдеров" и т.д. [103, с. 135-166], то есть делает попытку представить групповую структуру только в виде иерархии психологических статусов членов группы. Лица, получившие наибольшее количество выборов, так называемые "звезды", рассматриваются в социометрии как неформальные лидеры группы. В большинстве работ по лидерству, в которых используются социометрические методики, ставится знак равенства между лидером, определяемым исходя из этих методик, и организаторскими возможностями личности. Такая неправомерная экстраполяция эмоционально-психологического феномена на социально-психологическую сущность характеристик лидерства и руководства является слабым местом социометрии и неизбежно обедняет исследование процесса выдвижения лидера в группе [164, 165].
Не получила своего должного развития и методика групповой дифференциации межличностных отношений в коллективе, называемая "стратаметрией". Под стратаметрией понимаются иерархические уровни (страт), отображающие взаимоотношения участников в групповой деятельности [155, 168]. Центральное звено групповой структуры образует сама групповая деятельность, её содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Первый слой (страт) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности. Во второй страте локализуются характеристики межличностных отношений, которые, в конечном счете, являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Последний, поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие связей, по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора.
Актуальность и недостаточная разработанность данного аспекта проблемы обусловливает необходимость поиска более усовершенствованных концепций, объясняющих выдвижение учащегося группы в позицию неформального лидера.
Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, который, на наш взгляд, можно рассматривать как ценностный объект исследования. Причём главное внимание следует уделять не отдельным элементам, а тем взаимосвязям, которые констатируют систему становления личности лидера и без которых она распадается на ряд не связанных между собой существенных определяющих признаков. Поиск такого рода интегральных характеристик выходит за рамки существующих сегодня технологических решений и неизбежно диктует анализ личности неформального лидера как субъекта деятельности, её установок, целевых программ. Основные концептуальные положения возникновения и становления неформального лидерства в условиях обучения в ПТУ формируются, исходя из понятия развития личности в профессиональной деятельности как интегрального образования. В этой связи для целей психодиагностического выявления и дальнейшего анализа личностных особенностей лидеров учебных групп вполне приемлемой может быть "Методика измерения коммуникативной дистанции" А.Н.Андреева, М.О.Мдивани, Ю.Я.Рыжонкина [179].
Рассматривая общение как один из основных видов деятельности, авторы методики представляют структуру общения тремя взаимозависимыми сторонами: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Существующие точки зрения на коммуникацию как на обмен информацией подразумевает, что прием и передача информации - единый, неразрывный процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. Для оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации, что позволит выяснить вклад в общение каждого из партнеров (в первом случае субъект выступает в качестве реципиента, во втором - коммуникатора) и определить положение (ранг) субъекта в группе.
Со