Ви є тут

Віртуальна реальність: онтологічний статус

Автор: 
Каріна Олена Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U003164
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
2.1. Оформление концепта "виртуальная реальность" в современной философии
В конце ХХ века наряду с попытками концептуального оформления феноменов виртуального и виртуальной реальности в сфере научного дискурса возникают попытки их философского обобщения, осмысления и онтологического обоснования [29; 40; 63; 87; 89; 98; 101; 105, с. 198?240; 118; 126; 158; 164, с. 244?246]. Например, руководитель Центра Виртуалистики Института Человека РАН Н.А. Носов свое понимание виртуальной реальности строит на основе концепции полионтичной парадигмы, согласно которой признается существование множества не сводимых друг к другу уровней реальности, обладающих собственными законами. Такое видение мира описывается через призму категориальной оппозиции: виртуальности?константности. Константной называется порождающая реальность, виртуальной - порожденная реальность. Данные уровни реальности связаны отношениями интерактивности: "объекты виртуального уровня... несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как равноправные" [116, с. 157]. Так как реальность признается многоуровневой, то виртуальность и константность относительны. Виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. Константная реальность первого уровня может свернуться, став виртуальным объектом новой константной реальности [116, с. 158].
Термин "виртуальная реальность" используется Н.А. Носовым для объяснения двух классов явлений: процесса соматического, психического и духовного становления человека и феноменов измененного состояния сознания (в пределе ? трансценденции). Процесс становления человека рассматривается как процесс перехода от одного уровня реальности (константного) к другому уровню (виртуальному, который, в свою очередь, превращается в константный для следующего уровня). Согласно концепции Н.А. Носова, при нахождении человека на одном из уровней реальности все другие находятся в свернутом виде, но никоим образом не даны человеку в ощущениях, переживаниях, понимании, представлении. При переходе на следующий уровень реальность этого уровня становится ощущаемой, видимой, несомненной в своем существовании. Количество и типы реальностей, которыми человек оперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям как "вверх", так и "вниз" человек может проходить бесконечное количество промежуточных. Переход от одного уровня реальности к другому фиксируется через изменения статуса телесности, личности, воли, сознания.
ВР как особого рода состояние сознания интерпретируется как результат необычной актуализации образа и характеризуется тем, что у человека изменяется восприятие пространства и времени, а продукт психической деятельности воспринимается как объективная реальность. В таком состоянии стирается грань между внутренним и внешним, субъективным и объективным, внутреннее переходит во внешнее.
М.Ю. Опенков и Л.А. Микешина, отталкиваясь от концепции Н.А. Носова, также рассматривают виртуальную реальность как особое состояние сознания, отличное от обычного. На примере исследования сновидений они определяют виртуальную реальность как сферу онтологически неукрепленных форм, в которой пространство и время до конца не определены, причинная зависимость либо вовсе не выражается, либо замещается простой последовательностью во времени, иногда в обратном порядке. Отмечается также, что в виртуальной реальности формальная логика недейственна и что для данного типа реальности характерны многосюжетность, фрагментарность, связь с хтоничным внутри человека [105, с. 222?228].
В качестве виртуального феномена, согласно М.Ю. Опенкову, может быть интерпретировано и знание [105, с. 222?224]. Виртуальная реальность знания, по мнению М.Ю. Опенкова, может возникнуть при условии "истинного диалога", критериями которого являются неспланированность и непредсказуемость (спонтанность). Такой диалог заведомо не подлежит управлению извне, несет возможность задержек и срывов. ВР предстает как "живое знание" в диалоге, которое не может быть полностью объективировано в знаковых оболочках, как момент совпадения собеседников во времени, где прошлое и будущее изменяются. "Живое знание" всегда не завершено, оно не передается адресату, а удваивается и представляет собой постижение, которое является не схватыванием идеи через текст, а "проникновением с помощью текста в виртуальную реальность диалога, где воссоздается не предложенный автором текст, а сам автор как сторона диалога" [105, с. 228]. В этот момент, согласно Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенкову, человек оказывается "неразделенным и неслиянным" с познаваемой реальностью, возможными становятся ассимиляция новой реальности, трансляция ядра познавательной традиции - схем, норм, идеалов познания, которые всегда находятся на периферии сознания, предстают как неявное знание. Происходит взаимопроникновение сознаний, открывается то, что раньше было непрозрачным, "жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, изъяснимое и неизъяснимое перестают восприниматься как противоположности" [105, с. 229]. Таким образом, виртуальная реальность трактуется как то, что есть сейчас, в середине и рамках определенного момента времени, как пространство между субъектом и объектом, которое нельзя экспериментально обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, если они взяты изолированно друг от друга [105, с. 224?229].
Значительный вклад в определение онтологического статуса виртуальной реальности внесен С.С. Хоружим. В его концепции важными являются следующие моменты: 1) определен дискурс, в рамках которого возможно мыслить ВР - энергийный, глагольный дискурс, и обоснованно, что в границах сущностного дискурса ВР осмыслить невозможно, так как она неспособна достичь полной актуализации и стабильно пребывающего присутствия; 2) переосмыслены способы взаимодействия аристот