Ви є тут

Міфологія як предмет соціально-філософського аналізу

Автор: 
Садовніков Олег Костянтинович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003331
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2 ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МИФОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

2.1. Природа мифологии в доклассовых и античных обществах

Динамичная система мифологических воззрений и отношение к ним развивается по мере формирования и становления самого человеческого сообщества, при этом определенным этапам социального развития соответствует и определенная развитость (или спад) мифологических компонентов в сознании. Вопросы, связанные с возникновением и генезисом мифологических воззрений, привлекали внимание многих исследователей в различных областях гуманитарного знания, но до сих пор эта проблема не имеет однозначного решения. С этим связано несколько факторов:
- как правило, возникновение и развитие мифологии как таковой рассматривалось в пределах конкретной отрасли гуманитарного знания - в философии, в культурологии, религиоведении, литературоведении и так далее;
- определенные попытки комплексного подхода к поискам истоков возникновения мифа и его дальнейшего существования давали только новые варианты решения;
- этапы развития общих представлений об истории человечества, истории формирования мысли, философские парадигмы меняли и отношение к мифу.
В результате возникает необходимость обратиться еще раз к вопросу о возникновении, существовании и значении мифа и его компонентов в нашем сознании, не для того, чтобы поставить точку, а для более внимательного отношения и определения методологических подходов к феномену мифа и мифологии.
Важными, с точки зрения понимания мифа и его особенностей остаются наиболее ранние проявления мифологического. Связано это с тем, что нами утрачены, либо пока не восстановлены, наиболее ранние мифы, возникающие у человечества в целом. Возможно, по этой причине вообще недостаточно полно представляются ранние этапы мышления у прачеловека, а также формирование сознания и факторов, которые принимают участие в его становлении и развитии.
Длительный период существования австралопитеков и архантропов - это, прежде всего, период становления мышления у ранних пралюдей при манипулировании с природными и искусственными предметами. В период жизни палеоантропов археологически отмечаются первичные обряды, образцы зарождения искусства, антропологически фиксируются физические и биологические предпосылки для усложнения функционирования головного мозга, возможности речевых навыков и мыслительных процессов.
Так, от момента появления человека, около 3,5 - 2,5 млн. лет назад до возможности и первичного этапа осмысления своего места в природном мире прошло около 3 млн. лет, так как возраст палеоантропов определяется в диапазоне от 250 до 30 тысяч лет. Период палеоантропов мы можем считать временем начала зарождения самосознания, становления мировосприятия, миропонимания человека в окружающей его природе.
Пришедшие за палеоантропами кроманьонцы, предки Homo sapiens, в эпоху от 35 до 10 тысяч лет назад, без сомнения, значительно продвинулись в своих воззрениях на мир. В данный период происходит биологическое становление именно человека, увеличение объема и развитие головного мозга, появление и развитие речи, усложнение строения общества, совершенствование материальных предметов создаваемых человеком, появление и развитие творческих способностей, отражающих нематериальный мир. Сознание людей проявляется через мир искусства, которое становится важнейшим атрибутом человеческого существования, как средство улучшения мира, как способ проявления своего отличия от окружающих природных объектов, как самоиндификация человека. В этот период человек уже был в состоянии не только приспосабливаться, но и преобразовывать природу, дополняя ее своей деятельностью, фантазией и творчеством. Человечество продолжает поиски своего места в окружающем мире, но использует при акте познания мышление, творчество и фантазию.
Мышление первобытного человека проявляется не как пассивно воспринимающее феномены мира, а как мышление активное, ищущее связи и причины для наблюдаемых явлений. Представляя себя неотъемлемой частью природы и теснейшим образом, зависящим от нее, человек ищет свое собственное место, не расставаясь при этом с природой, а наделяя ее своими, понятными для него чертами. Начинают складываться первичные интерпретации мира в виде первобытно-религиозных, мифических представлений, направленных на объяснение природных явлений через развивающееся сознание. В представлениях людей возникают образы, рожденные рефлексией над собой и природой. Через антропоморфизм природы человек приобретает возможности для понимания мира, происходит становление и развитие мифологического сознания. Сознание самого человека не выделяет человека как отдельную часть природного мира. Люди воспринимают себя как частицу огромного взаимосвязанного мира.
Человек на ранних стадиях проявления сознания рассматривает самого себя как прямого потомка того или иного животного, которого воспринимает как своего непосредственного предка. Этим объясняются наидревнейшие наскальные росписи, изображающие бизонов, лошадей, мамонтов и загадочные, явно фантастические, рисунки полулюдей-полуживотных. Интересные образцы тотемных воззрений, можно встретить в древнейших пластах китайской мифологии, сохранившейся на протяжении длительного времени. Через китайскую традицию определяется общее направление развития восприятия нематериального мира от страшных звероподобных чудищ типа Хуньдунь - Хаос (бесформенной, но живой массы), до Шижоу (зрячей плоти, похожей на печень зверя, но обладающей зрением), а от них к полулюдям-полуживотным. Существа же такого типа имеют место и в индийской, и в шумеро-аккадской, и в египетской, и в греческой мифологии. "Жизнь, ? пишет Э. Кассирер, ? ощущается как незыблемо непрерывное целое, не допускающее никаких резких и четких различий... Внезапная метаморфоза может превратить каждую вещь в любую другую. Если есть какая-либо характерная выдающаяся черта мифологического мира и закон, по которому он живет, ? это закон метаморфоз" [176, с.67].
Рождающая